Профессиональные стандарты набирают свою популярность, и они уже приняты для большого количества профессий. Минтруд России также разработал и вынес на общественное обсуждение профстандарт для арбитражных управляющих, так как с момента введения в стране института банкротства требования к ним меняются. В данной статье разберемся, действительно ли стандарты необходимы для арбитражных управляющих, и какие цели ставит перед собой Минтруд, желая принять такой документ.
Профессиональный стандарт: что это?
В соответствии с Трудовым кодексом РФ профессиональный стандарт –характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация же работника определена как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, используются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Арбитражный управляющий как ключевая фигура
Наиболее важным механизмом регулирования современной экономической деятельности, по мнению Минтруда России, является институт банкротства, который активизирует деятельность неплатежеспособных физических и юридических лиц, решает разнообразные социальные вопросы. А арбитражный управляющий –это ключевая фигура, обладающая властными полномочиями и несущая всю полноту ответственности за хозяйственную деятельность лица, признанного в установленном порядке несостоятельным и (или) банкротом.
В настоящее время в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее –Закон о банкротстве) указано, что арбитражный управляющий должен быть членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляющим свою профессиональную деятельность на основании Закона о банкротстве.
И хотя арбитражный управляющий занимается частной практикой, ведет высокопрофессиональную деятельность, но он никак социально не защищен государством, не имеет гарантии независимости и защищенности.
Профстандарт и позиция Минтруда
Министерство труда и социальной защиты РФ разработало профессиональный стандарт «Арбитражный управляющий» и вынесло его на общественное обсуждение.С принятием этого документа Минтруд России рассчитывает достичь немало целей, самые важные из которых, по моему мнению, следующие:
–формирование критериев и стандартов добросовестности и недопустимости злоупотреблений для лиц, занимающихся арбитражным управлением;
–формирование профессиональных подходов для восстановления платежеспособности должника;
–формирование профессиональных подходов к деятельности по соразмерному удовлетворению требований кредиторов;
–регламентация требований к уровню профессионального развития арбитражных управляющих в области финансового оздоровления должников и восстановления их платежеспособности как средство саморегулирования профессионального сообщества и развития реабилитационных механизмов.
Минтруд России провел глобальную работу по анализу судебной практики и выяснил, что зачастую арбитражные управляющие имеют низкий уровень знаний и умений в отличие от тех, что требует законодательство.
Утверждение профессионального стандарта, по мнению Министерства, приведет к повышению качества работы арбитражных управляющих, снизит количество случаев злоупотреблений со стороны лиц, занимающихся арбитражным управлением, повысит эффективность российского института банкротства, улучшит профессиональную подготовку и ответственность в сфере арбитражного управления, что, в свою очередь, позволит снизить напряженность, вызванную неоплатностью денежных обязательств со стороны организаций-должников, а также социальную напряженность в обществе, вызванную невозможностью части граждан погасить ранее взятые на себя денежные обязательства.
Профстандарт и его требования
Профессиональный стандарт предлагается разделить на разделы, где для арбитражного управляющего будут прописаны знания, умения и навыки в каждой процедуре банкротства, но не предполагается его разделение на отдельные подвиды, которыми арбитражный управляющий именуется в зависимости от процедуры банкротства: временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего.
Деятельность арбитражного управляющего должна осуществляться эффективно и качественно по любому вопросу, возникающему в процессе любой из процедур банкротства.
В Законе о банкротстве указан перечень должностей, на которые может быть утвержден арбитражный управляющий. Перечень является закрытым и не может быть пересмотрен в рамках обсуждения профессионального стандарта, но проект документа предлагает виды трудовых функций, входящие в профстандарт:
–деятельность по сопровождению процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических и физических лиц;
–ведение дела по банкротству физических лиц;
–ведение дела по банкротству юридических лиц;
–деятельность по восстановлению платежеспособности и социально-экономическому оздоровлению организации вне судебного процесса.
Для работы арбитражным управляющим требуется наличие магистратуры или специалитета по одной из аналогичных специальностей, обязательных для помощников и стажеров управляющих: «Экономика и управление», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», или по «Экономической безопасности», а также наличие дополнительного профобразования –повышения квалификации по программе профессиональной переподготовки арбитражных управляющих и опыта работы не менее года на руководящих должностях и не менее двух лет помощником арбитражного управляющего. Кроме того, для допуска к работе необходимо иметь:
–гражданство РФ;
–членство в СРО;
–документ об уплате взносов для формирования компенсационного фонда;
–отсутствие факта исключения из СРО за нарушение законодательства в течение трех лет;
–отсутствие наказания в качестве дисквалификации и судимости за умышленные преступления;
– страхование ответственности.
Положительные стороны профстандарта
По мнению Минтруда России, профстандарт для арбитражных управляющих снизит количество злоупотреблений со стороны лиц, занимающихся банкротством, а также повысит эффективность самой процедуры. Ведь для соответствия требованиям профстандарта арбитражным управляющим необходима высокая профессиональная подготовка. В Минтруде также считывают, что это будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, вызванной невозможностью части граждан погасить ранее взятые на себя денежные обязательства.
Арбитражное управление существует с 1992 года, но в квалификационном справочнике профессии арбитражного управляющего до сих пор нет. Функции же арбитражного управляющего прописаны только в Законе о банкротстве. Профессиональный стандарт, который обсуждается сейчас, дает защиту и гарантии государства арбитражному управляющему, показывая, что арбитражный управляющий все-таки осуществляет трудовую функцию при участии в процедурах банкротства. Работодателем является в данном случае Российская Федерация, так как суд, принимая решение о назначении определенного арбитражного управляющего, озвучивает: «Именем России».
В заключение хотелось бы сказать, что утверждение профессионального стандарта только положительно повлияет на деятельность арбитражных управляющих, позволит им зарабатывать на своем профессионализме, а Минтруд России достигнет всех целей, которые он поставил перед собой принятием данного документа.