Без полноценной защиты потребительских прав невозможно организовать справедливый, честный и конкурентоспособный рынок России. По этой причине Распоряжением от 28.08.2017 № 1837-р Председатель Правительства РФ утвердил Стратегию политики государства в сфере защиты прав потребителей сроком до 2030 года (далее – Стратегия). Рассмотрим ее цели и правовое значение.
Предпосылки утверждения Стратегии
Защиту прав потребителя в России осуществляет Роспотребнадзор, среди основных задач которого –контроль соблюдения требований законодательства о потребительских правах, проверка качества товаров и услуг, рассмотрение обращений о фактах нарушения прав потребителя. Часть функций по регулированию правоотношений в рассматриваемой сфере передана независимым экспертным структурам и общественным объединениям.
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения потребителя с поставщиками услуг и товаров. Несмотря на государственный контроль и активную позицию общественных объединений, правовая культура отечественных предприятий торговли и сферы услуг все еще далека от совершенства. На практике даже императивные нормы закона далеко не всегда соблюдаются.
К самым проблемным сферам в РФ, с точки зрения защиты потребительских прав, эксперты относят:
1. Кредитование. Сегодня в России набирает стремительный рост система кредитования. Люди обращаются в банки за заемными средствами, не всегда осознавая последствия принятия обязательств. В связи с закредитованностью населения появилась потребность в принятии мер, направленных на всестороннюю защиту прав и интересов заемщиков и повышение финансовой грамотности россиян.
Кредитные структуры часто прибегают к обманным схемам. В тексты кредитных договоров включаются завуалированные невыгодные условия, положения, ущемляющие права заемщика. Описанная ситуация требует принятия государственных мер по предупреждению и пресечению недобросовестных действий кредитора.
2.Изготовление и продажа фальсификата и контрафактной продукции. Под фальсификацией понимается намеренное ухудшение, подделка товара, придание ему скрытых качеств и свойств, сведения о которых передаются потребителю в неполном или искаженном виде. Фальсификация товаров, как правило, производится путем придания им наиболее характерных признаков при значительном ухудшении или утрате значимых свойств товара, в том числе и безопасности. Потребители вправе требовать надлежащего качества товара, его соответствия установленным нормам и стандартам, а также имеют право получать достоверную информацию о товаре.
3.Электронная коммерция. Продажа товаров и предложение услуг в сети Интернет требует дополнительного регулирования. Электронная коммерция имеет как явно положительные, так и отрицательные черты для потребителя.
К основным рискам относятся:
–неоказание услуги или непоставка товара по договору;
–отказ от возврата уплаченных покупателем средств;
–продажа опасных и не соответствующих установленным нормам товаров;
–нарушение сроков оказания услуг или поставки;
–реализация в сети запрещенной или ограниченной к продаже продукции;
–продажа товара или предоставление услуги, которые не соответствуют представленному описанию;
–оказание некачественной услуги, реализация некачественного товара.
Электронная коммерция развивается, и все больше пользователей Интернета прибегают к онлайн-сервисам для покупки товара или заказа услуги. Работающие в сети недобросовестные предприниматели используют правовую безграмотность граждан для получения выгоды. Это наносит вред интересам граждан и добросовестных участников бизнес-сообщества. Для разрешения проблемы нужно активно развивать цифровую грамотность потребителя.
Наличие указанных рисков и ряда других проблем в области защиты потребительских прав свидетельствуют о необходимости переработки существующей законодательной базы.
Цели и задачи Стратегии
В соответствии со Стратегией приоритетными направлениями защиты потребительских прав являются обеспечение соблюдения прав граждан РФ на свободный доступ к безопасным и качественным товарам и услугам, а также защита прав потребителей любых социальных групп, равный доступ всех граждан к услугам и товарам (при этом внимание акцентируется на наименее защищенных и социально уязвимых группах граждан).
Для достижения обозначенных целей Стратегией предусматривается:
- организация защиты граждан Российской Федерации как потребителей. Для достижения указанной цели необходимо контролировать и поддерживать важнейшие для здоровья граждан области: продовольствие, коммунальные услуги, энергоснабжение, водоснабжение, медицинские услуги, фармацевтику, туризм. Важное значение Стратегия уделяет развитию государственной политики по производству качественной продукции, совершенствованию законодательства о защите потребительских прав, внедрению в правовую систему страны института групповых исков. Также указывается на необходимость просвещения граждан в сфере потребительских прав;
- пресечение и профилактика недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов. Стратегия предусматривает необходимость усиления контроля за деятельностью предпринимателей в сфере защиты прав потребителей. Предполагается защита граждан от агрессивных маркетинговых средств, неправомерных способов взимания долгов. Предусматривается обеспечение доступа граждан к информации о товаре и ответственность для хозяйствующих субъектов за предоставление такой информации. Предлагается внести в законодательство ряд изменений, направленных на защиту прав потребителя, в частности, увеличить санкции для организаций, незаконно предоставляющих гражданам потребительские займы;
- развитие рынка в целях предоставления потребителям широкого выбора товаров и услуг по низким ценам. В соответствии с документом больше внимания стоит уделять информированию населения сельских районов. Необходимо поощрять добросовестную конкуренцию и поддерживать отечественных производителей и продавцов. Предлагается принять меры к увеличению доверия граждан к электронной торговле. Планируется обеспечение свободного доступа населения к коммунальным услугам и развитие информирования об этих услугах;
- поддержка общественных объединений, созданных для защиты прав потребителей. Необходимо развивать механизмы взаимодействия государственных структур, объединений потребителей и бизнес-сообществ. Предполагается активное участие общественных организаций в разработке и принятии нормативных актов, защищающих права потребителя. Требует развития институт независимой экспертизы товаров. Необходимо организовать содействие общественным организациям в проведении просветительской деятельности среди потребителей финансовых услуг;
- поддержка производителей и представителей сферы услуг в целях удовлетворения потребностей граждан. Предлагается четко определить ответственность продавца и производителя за соответствие товаров установленным требованиям. Важное значение имеет доступность информации о лицензиях и разрешениях производителя и продавца, обеспечение защиты потребительских прав в области электронной торговли. Стратегия предусматривает всестороннюю поддержку добросовестных предпринимателей;
- полноценная защита прав потребителей, относящихся к социально уязвимым группам населения. Основная задача государства в рассматриваемой сфере –обеспечение равных возможностей по защите прав всех групп потребителей. Для этого необходимо наладить просветительскую работу с социально уязвимыми слоями населения, информировать граждан об их правах и возможностях, обеспечить доступность правовой защиты, разработать особые условия реструктуризации задолженности для незащищенных групп населения. Особое внимание уделяется развитию сферы туризма в целях разработки доступного и качественного отдыха для детей;
- укрепление международного сотрудничества в сфере защиты потребительских прав. Для достижения цели нужно развивать сотрудничество с иностранными государствами, обеспечивая свободный обмен информацией в сфере потребительских товаров, услуг и работ. Необходима гармонизация российского законодательства о защите потребительских прав с нормами международного права (особенно в тех областях, где применяемые Россией нормы предусматривают менее серьезную ответственность для нарушителей, чем международные).
Изменения для граждан РФ в связи с принятием Стратегии
Анализ положений документа позволяет сделать вывод: изменение законодательства о защите прав потребителей с учетом разработанной Стратегии создаст более полноценную систему защиты. При успешной реализации Стратегии потребителей ждут следующие результаты:
–соблюдение прав потребителей всех групп населения при доступности широкого спектра товаров по приемлемым ценам;
–особый контроль за соблюдением прав потребителей из наиболее уязвимых социальных слоев;
–повышение правовой просвещенности россиян в области потребительских прав;
–профилактика и пресечение вводящих в заблуждение схем, используемых недобросовестными продавцами, производителями и поставщиками услуг. В частности, серьезные изменения произойдут в области электронной торговли и кредитования;
–поддержка общественных организаций, осуществляющих защиту потребительских прав граждан РФ;
–защита граждан от опасной продукции путем ужесточения контроля за участниками рынка;
–эффективная процедура досудебной и судебной защиты интересов и прав потребителя, внедрение института коллективных исков.
Действующее законодательство в сфере защиты потребительских прав, несомненно, требует изменений. Реакция государства в лице Правительства РФ вполне ожидаема и целесообразна. Разработанная Стратегия поможет создать более четкий механизм реализации прав потребителей и системы защиты этих прав. Ее реализация на практике позволит потребителю полноценно использовать и защищать свои права.
Чего не учла Стратегия
Несмотря на все свои преимущества, Стратегия не уделяет внимания целому ряду принципиально важных для потребителя вопросов.
В документе не учтены услуги ЖКХ и социальной сферы, а ведь именно с ними ежедневно сталкиваются россияне, и в первую очередь от неурегулированной системы ЖКХ и проблем социального характера страдают уязвимые слои населения. В России до сих пор не разрешена проблема тарификации коммунальных услуг, капитального и текущего ремонта домов. Лишь в одном абзаце Стратегии предлагается повысить информирование потребителей и обеспечить всеобщий доступ к услугам ЖКХ, урегулировать разрешение споров между потребителями и организациями ЖКХ. Однако она не предусматривает конкретного способа урегулирования этих направлений.
Не нашли отражения в Стратегии культура и образование как сфера услуг. Не рассматривается защита прав и интересов потребителей в сфере социального обслуживания, что противоречит заявленному в документе первоочередному учету интересов социально уязвимых групп граждан.
Недостаточное внимание уделяется медицинской сфере, которая очень кратко рассматривается лишь в контексте информирования потребителей и дополнительных мер по защите незастрахованных лиц. Реализацию указанных мер на практике Стратегия не предлагает.
Качество услуг в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования и культуры в России вызывают у граждан много претензий. Однако детального отражения эти области в Стратегии не нашли. Повседневные услуги, за которыми россияне обращаются каждый день, просто выведены за рамки документа. Конкретные механизмы защиты прав потребителей в социальной сфере и ЖКХ в нем не представлены.
Стратегия рассматривает защиту прав потребителей в разрезе улучшения работы общественных объединений и совершенствования судебных процедур. Но нельзя забывать, что судебное разбирательство – это долгий процесс, работа потребительской организации по обращению гражданина также занимает значительное время, в связи с чем внимания заслуживают внесудебные способы самостоятельной защиты гражданами своих потребительских прав. К сожалению, в документе такие механизмы не предлагаются.
Важное значение имел бы специальный раздел Стратегии, посвященный механизмам полноценной защиты прав потребителей в социальной сфере и в области жилищно-коммунального хозяйства, который на данный момент в документе отсутствует.