Исключить ряд требований и ограничений, связанных с предоставлением лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, чтобы вывести из тени нелегальный сектор алкогольного рынка, предложил Минпромторг России.
Представители алкогольного бизнеса постоянно сталкиваются с существенными административными барьерами и ограничениями. За последние несколько лет контроль над этой сферой существенно ужесточился. На первый взгляд такие изменения соответствовали взятому страной курсу на сокращение употребления алкоголя. На практике же они привели к сокращению легальных точек продаж и росту теневого оборота алкогольной продукции, в том числе некачественного либо вовсе опасного для жизни. Затруднилось участие на этом рынке субъектов малого бизнеса.
К примеру, в законодательстве установлены лицензионные требования к метражу магазина (в городах — 50 кв. м, в сельских поселениях — 25 кв. м), в котором реализуется алкоголь (п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). При разнице в один-два метра организации лицензии получить не могут. Вряд ли такие ограничения можно считать обоснованными.
Лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии также при наличии у заявителя непогашенной налоговой задолженности даже в размере одной копейки или в ситуации, когда адрес магазина в государственном реестре не совпадает с представленными заявителем сведениями (например, из договора аренды) не по его вине. При этом уплаченная пошлина в размере 65 000 руб. за каждый год действия лицензии (абз. 24 подп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно. И в следующий раз при подаче документов для получения лицензии ситуация может повториться.
Еще один момент. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться только в ресторанах, барах, кафе и буфетах. Таким образом, не допускается выдача лицензии, например, на закусочные, рюмочные и прочие подобные объекты общепита, что нельзя назвать логичным.
Наличие существенных проблем в сфере оборота алкогольной продукции признал Минпромторг России. Министерство выступило за устранение избыточных и неэффективных требований при розничной продаже алкоголя. В связи с этим на общественное обсуждение был вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/08-17/00071469).
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, необходимо предпринять меры по легализации розничных каналов продаж алкоголя. Для этого важно не ужесточать существующие и не вводить новые ограничения, а, напротив, пересмотреть политику регулирования алкогольного рынка в сторону смягчения. В ином случае утрачивается смысл лицензирования как формы обеспечения доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок и обеспечения его прозрачности, легальности и подконтрольности. Вместе с тем лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, получить должно быть просто, дешево и удобно.
Для этих целей в законопроекте предлагается закрепить обязанность лицензирующего органа уведомлять заявителя о наличии замечаний к представленным заявителем документам, а также о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов. Заявителю предлагается предоставлять право устранить замечания в документах и погасить задолженности в установленный срок. При этом срок принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии будет приостанавливаться.
В случае исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов заявитель получит право представить в лицензирующий орган документ об исполнении соответствующей обязанности, выданный налоговым органом. Лицензирующий орган, в свою очередь, сможет подтвердить информацию справкой уполномоченного органа, полученной по межведомственному запросу. При исполнении указанных обязанностей заявителем срок принятия решения о выдаче лицензии возобновляется лицензирующим органом.
Законопроект также предлагает исключить требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания только в ресторанах, барах, кафе и буфетах, а также исключить положения о необходимости представления самим заявителем в лицензирующий орган учредительных документов и документов, подтверждающих право заявителя на стационарные торговые объекты (в частности, право собственности, аренды). Предлагается предусмотреть получение такой информации только по межведомственному запросу.
Также законопроект предполагает отменить требования о наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, складских помещений. А требования к площади торговых объектов, в которых допускается розничная продажа алкогольной продукции, предлагается изменить. Так, в городских населенных пунктах согласно законопроекту указанная площадь должна быть не менее 25 кв. м. При этом для торговых объектов, расположенных в сельских поселениях, в принципе не предусмотрены требования к площади.
Законопроект также предлагает дать предпринимателям право на перемещение алкогольной продукции в другие обособленные подразделения юридического лица, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности, в течение двух месяцев после аннулирования лицензии.
По мнению разработчиков, предложенные изменения позволят устранить барьеры и неэффективные, избыточные требования в отношении продавцов алкоголя. Пересмотр лицензионных требований к указанным видам деятельности будет способствовать сокращению доли нелегального рынка алкогольной продукции и его дальнейшей максимальной легализации.
До 27 декабря 2017 г. проект проходит публичное обсуждение.