Организация приобретала утеплитель (синтепон) у поставщика из Беларуси, который не является взаимозависимым лицом по отношению к организации. Налоговый орган ссылается на сделки с этим поставщиком в обоснование требования о непредставлении уведомления о контролируемых сделках. Могут ли такие сделки признаваться контролируемыми? Возникает ли у организации обязанность в связи с их совершением представить уведомление о контролируемых сделках?
С. Орлова, г. Самара
Ответ. Признаки контролируемых сделок в настоящей ситуации отсутствуют.
В связи с совершением указанных сделок, поскольку они не являются контролируемыми, организация не обязана представлять в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках.
В ответ на запрос налогового органа организация может сообщить об отсутствии обязанности представлять уведомление о контролируемых сделках, поскольку сделки совершались не с взаимозависимым лицом и не имеется иных признаков, по которым эти сделки могут быть признаны контролируемыми в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ. Поясним.
В соответствии с п. 1 ст. 105.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что налогоплательщик обязан направлять в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках в случае, если в отчетном календарном году он совершил сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
Пункт 1 ст. 105.14 НК РФ устанавливает общий критерий, по которому сделки признаются контролируемыми: таковыми являются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).
Отметим, что взаимозависимыми лицами признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Кроме того, согласно п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 этой статьи.
Также заметим, что согласно п. 1 ст. 105.14 НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, указанные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, а именно:
–совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
–сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
–сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
По смыслу п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделки, входящие в приведенный перечень, признаются контролируемыми независимо от того, являются ли их сторонами взаимозависимые лица. То есть критерий взаимозависимости для признания этих сделок контролируемыми значения не имеет.
Согласно п. 5 ст. 105.14 НК РФ сделки, предусмотренные подп. 2 п. 1 этой статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
–нефть и товары, выработанные из нефти;
–черные металлы;
–цветные металлы;
–минеральные удобрения;
–драгоценные металлы и драгоценные камни.
Как видим, этот перечень не включает в себя утеплители на основе синтепона, поэтому упомянутая в вопросе сделка под критерий сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли не подпадает (Письмо Минфина России от 29.10.2014 № 03-01-18/54873).
Республика Беларусь или отдельные относящиеся к ней территории не включены в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
Поэтому в рассматриваемой ситуации сделка не соответствует и критерию, указанному в подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Поскольку белорусский поставщик не является взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, то при отсутствии в отношениях между сторонами признаков совокупности сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ), сделки купли-продажи товаров, заключенные с таким поставщиком, контролируемыми не являются.
Следовательно, в связи с совершением этих сделок у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках (Письмо ФНС России от 15.01.2013 № ОА-4-13/146@).
Полагаем, что в рассматриваемом случае организации следует сообщить в налоговый орган об отсутствии у нее обязанности представлять уведомление о контролируемых сделках в связи с совершением в истекшем календарном году сделок купли-продажи с поставщиком – резидентом Республики Беларусь, поскольку поставщик не является взаимозависимым лицом по отношению к организации, и отсутствуют признаки, по которым сделка может быть признана контролируемой в соответствии с подп. 1–3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.