Задача, которая стоит перед отечественными производителями пищевого оборудования, — увеличить к 2030 г. присутствие современных российских машин на внутреннем рынке до 62%. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, представляя подготовленный его ведомством проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г. В настоящее время российское оборудование предпочитает лишь треть предприятий пищепрома, поскольку иностранные машины являются более технологически сложными и высокопроизводительными.
Согласно представленным Минпромторгом данным, в 2016 г. объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 93,6 млрд руб. (в текущих ценах, без учета комплектующих), увеличившись на 15,0% в годовом выражении. При этом за период с 2013 по 2015 гг. на рынке наблюдалась негативная динамика спроса (в 2015 г. рынок сократился на 11,0% по сравнению с уровнем 2012 г.), причинами которой стали как завершение крупнейших инвестиционных проектов в птицеводстве и свиноводстве, так и снижение экономической активности в целом. Восстановление рынка в 2016 г. связано с реализацией отложенного спроса в потребляющих отраслях.
В настоящее время в машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности действуют более 270 предприятий в 51 субъекте РФ. Объем производства отрасли в 2016 г. составил 28,2 млрд руб. Наиболее крупными сегментами рынка являются: оборудование для производства пищевых продуктов (34,0% суммарного объема в 2016 г., в том числе для мукомольной промышленности — 6,0%, молочной промышленности — 5,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (34,0%), оборудование для животноводства (20,0%), холодильное оборудование (11,0%).
Наиболее высокие темпы роста с 2012 г. демонстрируют сегменты оборудования для рыбоперерабатывающей промышленности (в четыре раза), молочной и сахарной промышленностей (в 2,1 раза), а также хлебопекарной промышленности (в 1,8 раза). Наибольший вклад в положительную динамику рынка вносит устойчивый рост оборудования для фасовки и розлива. Негативная динамика наблюдается в части оборудования для животноводства и переработки мяса птицы.
Позиции отечественных производителей на внутреннем рынке демонстрируют отрицательную динамику: с 2012 по 2015 гг. доля российских компаний ежегодно снижалась, достигнув в 2015 г. 24,7% (–10,7 п. п. к уровню 2012 г.). В 2016 г. впервые за пять лет доля российских компаний в годовом выражении увеличилась (до 31,0%), однако не достигла уровня 2012 г.
При этом в 2016 г. впервые за пять лет наблюдался рост объемов производства отечественного оборудования (+42,0% к 2015 г.), что, с одной стороны, обусловлено ростом стоимости импортной продукции, с другой — ростом выручки в потребляющих отраслях, благодаря которому осуществлялась модернизация основных фондов. Увеличение объемов производства позволило машиностроителям нарастить объем инвестиций в собственные основные средства (который в 2016 г. составил 0,5 млрд руб., что в 2,1 раза выше уровня 2015 г.).
В 2016 г. импорт оборудования составил 750 млн руб., в том числе на фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование пришлось 39,0%, на оборудование для животноводства —18,0, на холодильное оборудование — 15,0%. Основными поставщиками оборудования в Россию являются крупные европейские производители, в частности, из Германии (20,4% общего объема импорта в 2015 г., 26,7% в 2016 г.) и Италии (19,2% в 2015 г. и 23,4% в 2016 г.). Кроме того, растет импорт оборудования из Китая (с 2,2% в 2014 г. до 4,1% в 2016 г.), что обусловлено ценовым преимуществом китайской продукции, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей.
Значительная часть спроса со стороны компаний пищевой и перерабатывающей промышленности покрывается за счет иностранного оборудования, поскольку иностранные машины являются более технологически сложными и высокопроизводительными. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в выручке отечественных компаний отрасли в 2016 г. составила 0,2%, что существенно ниже уровня аналогичных затрат иностранных производителей (около 2,0%). При этом большинство российских компаний за последнее время не осуществляли конструкторских разработок, что привело к общему снижению доли затрат на НИОКР с уровня в 0,6% в 2014 г. «Слабая инновационная активность в среднесрочной перспективе может привести к существенному сокращению объемов производства и рыночной доли российских компаний», — говорится в проекте стратегии.
Авторы документа считают, что государственное стимулирование проведения НИОКР — один из основных механизмов, который позволит добиться увеличения отгрузок отечественной продукции на внешний и внутренний рынки. Одновременно отраслевые чиновники планируют сделать упор на масштабную поддержку экспорта с целью наращивания объема поставок отечественного пищевого оборудования за рубеж в 3,7 раза к уровню 2016 г. Приоритетными рынками для отечественного пищевого машиностроения кроме рынков стран СНГ станут страны Африки и Ближнего Востока, Южной Америки и Азии.
Объем экспорта оборудования стабильно растет, в 2016 г. он составил 3,7 млрд руб. (10% от суммарного объема выпуска российскими компаниями). Основным направлением поставок по большинству товарных позиций являются страны СНГ. Ключевые товарные категории, поставляемые на внешние рынки: холодильные и морозильные витрины (61,0% от общего объема экспорта отрасли в 2016 г.), оборудование для животноводства (11,0%), фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (10,0%) и оборудование для мукомольной промышленности (6,0%).
По прогнозу Минпромторга, в результате реализации мероприятий стратегии производство машин и оборудования для пищевой промышленности в России в 2020 г. должно вырасти в 1,4 раза к уровню 2016 г., в 2025 г. — в 2,1 раза к уровню 2016 г., в 2030 г. — в три раза к уровню 2016 г. Объем экспорта пищевого оборудования в 2020 г. вырастет на 44,0% к уровню 2016 г., в 2025 г. — в 2,5 раза к уровню 2016 г., в 2030 году — в 3,7 раза к уровню 2016 г. При этом произойдет существенная диверсификация направлений экспортных поставок за счет освоения новых рынков сбыта, что приведет к росту экспорта вне стран СНГ, доля которых к 2030 г. вырастет до 70,0%.
Доля российских компаний на внутреннем рынке будет ежегодно увеличиваться и достигнет 62,0% к 2030 г. При этом средний уровень заработной платы в отрасли будет увеличиваться за счет выпуска более конкурентоспособных видов продукции и составит 65 000 руб. в 2030 г. Опережающий рост будет обеспечен за счет роста объемов производства и повышения рентабельности, при этом благодаря автоматизации производственных процессов численность работников существенно не изменится. Для сравнения: средний уровень заработной платы в 2016 г. составил 32 500 руб., что ниже среднего уровня по экономике (36 700 руб.).