Традиционно к концу года Пленум Верховного суда РФ спешит принять разработанные проекты разъяснений. Помимо прочих, 30 ноября он утвердил постановление, в котором рассказал, в каких случаях можно взыскивать с нарушителей вред, причиненный окружающей среде, на ком лежит бремя доказывания, кто должен отвечать, если в причинении вреда виноваты одновременно несколько лиц, а также рассмотрел некоторые другие вопросы.
Пленум Верховного суда РФ утвердил постановление от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 49). Его появление во многом связано с тем, что 2017 г. объявлен годом экологии. В документе учтены изменения в законодательстве об окружающей среде, позиции КС РФ и последняя судебная практика. Текст получился достаточно объемным — 29 пунктов.
Взыскание ущерба без привлечения к ответственности
В постановлении Пленума ВС РФ № 49 сказано, что если нарушитель не был привлечен к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, все равно с него могут взыскать ущерб, причиненный окружающей среде. В то же время и привлечение лица к такой ответственности не является основанием для его освобождения от обязанности устранить нарушение и возместить причиненный вред. При обсуждении этих положений глава Росприроднадзора Артем Сидоров пояснял, что ведомство часто получало отказы в судах, когда требовало от нарушителей возместить вред, из-за того, что причинитель вреда не был привлечен к административной ответственности. Или, например, из-за того, что суд отменял постановление по делу об административном правонарушении. Теперь же Верховный суд РФ четко указал, что факт непривлечения к административной ответственности не влияет на возможность требовать возмещения вреда с нарушителя.
Кто вправе требовать возмещения вреда с нарушителей
ВС РФ разъяснил, кто может обращаться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Сейчас это уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. При этом органы местного самоуправления в этом перечне не указаны. Но ВС РФ посчитал, что и муниципалитеты обладают такой компетенцией. Это следует из абз. 6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды). В нем сказано, что на органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Бремя доказывания
По общему правилу бремя доказывания лежит на истце. Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Но если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель превысит установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, то предполагается, что в результате их действий причинен вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов или их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Солидарная и долевая ответственность
Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. В частности, о совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Например, к солидарной ответственности могут привлечь заказчика, поручившего выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчика, фактически их выполнившего. При этом заказчика могут освободить от ответственности, если он докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы задания.
Также солидарно должны отвечать владельцы источников повышенной опасности при причинении вреда окружающей среде в результате взаимодействия таких источников. Например, к солидарной ответственности могут привлечь владельца нефтепровода и владельца строительной техники, в результате эксплуатации которой произошел разлив нефтепродуктов.
Если несколько нарушителей действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, то по общему правилу такие лица несут долевую ответственность. На размер доли каждого из причинителей вреда может влиять, в частности, опасность деятельности каждого из них, ее интенсивность и др. Так, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на не предназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях пропорционально объему отходов. Этот объем определяется, например, по количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов, их вместительности, классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, и иных факторов. Когда долю в причинении вреда каждого из названных лиц установить невозможно, они отвечают в равных долях.
Ограничение или прекращение деятельности нарушителя
Суд вправе принять решение об ограничении, приостановлении или даже прекращении деятельности, если компания нарушает законодательство в области охраны окружающей среды. Но в любом случае такое решение не должно противоречить общественным интересам. Суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. Нужно учитывать:
-
факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений);
-
соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Обязать ответчика прекратить незаконную деятельность суд может, если нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер. Например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов.
Размер вреда и затрат на его устранение
При определении размера причиненного окружающей среде вреда должны учитываться таксы и методики. Если они не приняты, то размер рассчитывается исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.