Радикальных изменений в трудовом законодательстве в ближайшее время, если верить заявлениям отдельных представителей власти, не планируется. Однако это не означает, что их не будет совсем. Действующая трудовая система РФ по-прежнему нуждается в совершенствовании, а значит, новшества произойдут и в этой сфере деятельности, и в трудовом законодательстве, в том числе и в 2018 году. Рассмотрим наиболее интересные из них.
МРОТ
Одним из самых громких изменений в трудовом законодательстве, грядущих в 2018 году и широко обсуждаемых в уходящем 2017-ом, – это повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).
В силу ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако ст. 421 ТК РФ указывает, что вышеуказанная норма вводится в действие поэтапно специальным законом, которым является Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Такое поэтапное выравнивание МРОТ с прожиточным минимумом затянулось уже более чем на 15 лет (ТК РФ действует с 1 февраля 2002 года): по состоянию на конец 2017 года МРОТ на федеральном уровне составляет 7800 руб. при величине прожиточного минимума для трудоспособного человека в 11 163 руб. (за II квартал 2017 года). И вот наконец-то Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект, которым предлагается установить МРОТ в сумме 9489 руб. с 1 января 2018 года, а начиная с 1 января 2019 года он будет равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предшествующего года. При этом, если величина прожиточного минимума по каким-то причинам снизится, МРОТ останется неизменным. Безусловно, если будет принят указанный законопроект, то такая мера станет важным достижением.
Величина прожиточного минимума в целом по стране определяется Правительством РФ ежеквартально и привязана к стоимости потребительской корзины, которая не будет пересмотрена к 1 января 2018 года, как это планировалось изначально, и действие Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» предложено продлить еще на три года – до конца 2020 года.
Кроме того, возможны изменения в законодательстве в части самого понятия МРОТ и включаемых в него выплат. Определение МРОТ содержалось в ст. 129 ТК РФ до 2007 года. Следствием исключения легального определения МРОТ явилось то, что на практике в него стали включать, помимо прочего, районные коэффициенты и процентные надбавки, что противоречит сути МРОТ и, таким образом, заработная плата лиц, работающих в нормальных условиях труда, и лиц, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, перестала отличаться. В этой связи на необходимость «возвращения» в законодательство определения МРОТ обращалось внимание в специализированной литературе1. И наконец данную проблему обозначил Конституционный Суд РФ в Постановлении № 38-П от 07.12. 2017, в котором указано, что повышенная оплата в местностях с особыми климатическими условиями должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ, чтобы не утрачивалось реальное содержание повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях.
Остается выразить надежду, что в самое ближайшее время в законодательство вернется определение МРОТ, которое вновь будет предусматривать, что МРОТ представляет собой оплату неквалифицированного труда в нормальных условиях.
Надзор и контроль
Необходимо отметить продолжающееся реформирование порядка осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого Государственной инспекцией труда (ГИТ). Прежде всего вызывает интерес законопроект, внесенный в Госдуму в сентябре 2017 года, которым предлагается изменить ст. 356 и 357 ТК РФ и наделить ГИТ полномочиемобращения в суд в защиту трудовых прав работников. Действующим законодательством такая возможность не предусмотрена, не предусмотрена она и Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»
На сегодняшний день таким правом обладают только сам работник (или его представитель, включая профсоюзный орган), а также прокурор. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемая мера увеличит эффективность защиты трудовых прав граждан ГИТ, поскольку в настоящее время многие работники не прибегают к судебной защите своих прав. Кроме того, действующим законодательством напрямую не предусмотрена возможность ГИТ требовать в судебном порядке исполнения выданного работодателю предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Необходимо отметить, что в случае принятия соответствующего законопроекта ГИТ сможет обращаться в суд в защиту трудовых прав работника даже при отсутствии заявления такого работника о нарушении его прав.
Еще одним нововведением с 01.01.2018 станет использование ГИТ при проведении плановых проверок работодателей списков контрольных вопросов, то есть так называемых чек-листов, в которых будет указываться информация о виде контроля, категории риска, к которой отнесен работодатель, классах опасности при проверке и др. Всего утверждено несколько десятков таких чек-листов.
Помимо этого, предложено дополнить перечень оснований для внеплановой проверки – выявление ГИТ факта уклонения работодателя от заключения трудового договора с работником или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения.
Рабочее время
Следует ожидать продолжение изменений ТК РФ, регулирующих применение режима ненормированного рабочего дня. Летом 2017 года была введена ч. 2 ст. 101 ТК РФ, в соответствии с которой работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
Одновременно в Госдуме обсуждается законопроект № 134447-7, которым предлагается существенным образом реформировать возможность применения ненормированного рабочего дня. Следует отметить, что данный законопроект содержит немало неоднозначных положений, например, о понятии ненормированного рабочего дня, ограничения его продолжительности и предоставляемых за работу на таких условиях гарантий.
Вместе с этим нельзя не обратить внимание на повсеместное злоупотребление работодателями возможностью установления ненормированного рабочего дня без такой реальной необходимости, что существенным образом ограничивает право работников на отдых. Совершенно очевидно, что потребность более четкого законодательного регулирования данной сферы созрела давно, тем интереснее будет ожидать соответствующих изменений в 2018 году.
Защита прав
Анализируя судебную практику уходящего 2017 года по толкованию изменений, внесенных в 2016 году, хотелось бы выделить следующее. С 3 октября 2016 года работникам предоставлено право обращаться в суд с иском к работодателю по месту своего жительства (п. 6.3 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Ранее суды со ссылкой на ст. 32 ГПК РФ указывали, что в трудовом договоре может быть установлена подсудность по соглашению сторон (договорная подсудность). Однако Верховный Суд РФ в Определении от 14.08. 2017 № 75-КГ17-4 сделал вывод, что установление подсудности в трудовом договоре по соглашению сторон ухудшает положение работника и в силу ст. 9 ТК РФ не подлежит применению. Соответственно, право работника на обращение в суд по месту своего жительства не может быть ограничено трудовым договором.
1 Бережнов А.А., Корсаненкова Ю.Б., Костян И.А., Куренной А.М., Хныкин Г.В. Проблемы применения МРОТ в районах Крайнего Севера // «Трудовое право в России и за рубежом». 2017. № 2.