Несмотря на позитивную динамику индекса предпринимательской уверенности и индекса PMI, отчетные данные Росстата за ноябрь показали снижение промышленного производства на 3,6% к концу осени 2016 г., а к предыдущему месяцу — на 1,4%. Эксперты объясняют ноябрьское «пике» эффектом высокой базы прошлого года и аномально теплой погодой. Вместе с тем они надеются на восстановление промышленного роста в ближайшие месяцы.
Объем промышленного производства в последнем месяце осени, по данным Росстата, в годовом сопоставлении снизился на 3,6%, что является худшим показателем с момента перехода на новую классификацию видов экономической деятельности. «Отчасти замедление роста может быть обусловлено эффектом высокой базы (в ноябре 2016 г. рост составил 3,4% год к году), — подчеркивает экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков. — Однако в месячном сопоставлении и с поправкой на сезонные факторы объем промпроизводства тоже сократился — на 1,4%».
Добыча полезных ископаемых продолжает снижаться. В ноябре объем добычи уменьшился на 1,0% год к году после сокращения на 0,1% в октябре. Помимо дальнейшего сокращения добычи нефти ухудшению динамики способствовало сокращение производства природного газа (–2,3% год к году в ноябре против +2,2% в октябре), вызванное, вероятно, аномально теплой погодой. Также замедлился рост добычи угля до 3,4% год к году (по сравнению с 8,9% в октябре).
«В обрабатывающей промышленности сократилось производство металлопродукции, а также машин и оборудования, — замечает А. Исаков. — В целом в ноябре общий объем производства в обработке сократился на 4,7% год к году, что является худшим результатом после февральского снижения на 5,1%, которое было связано с эффектом високосного года».
Если в октябре одной из причин ухудшения динамики индустриального производства было замедление роста нефтепереработки, то в ноябре ситуация в данной отрасли улучшилась. В то же время в металлургическом секторе выпуск готового проката сократился на 6,8% год к году (после роста на 3,0% в октябре).
Динамика производства машин и оборудования также ухудшилась, в том числе рост выпуска легковых автомобилей замедлился до 16,1% год к году — самого низкого уровня с мая этого года.
Среди немногих позитивных трендов — разворот в производстве строительных материалов. Так, выпуск цемента, на протяжении долгого времени демонстрировавший отрицательные темпы роста, в ноябре неожиданно вырос на 11,8% год к году. Увеличилось производство кирпичей — на 1,4% год к году после сокращения на 4,9% в октябре. «Эти улучшения могут говорить о прекращении действия эффекта высокой базы, обусловленного подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу, — комментирует ситуацию экономист „ВТБ Капитала“. — Ближайшие месяцы покажут, так это или нет».
Резкое замедление зафиксировал Росстат по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». В ноябре объем производства в данном секторе снизился на 6,4% год к году (против −2,1% месяцем ранее). «Главной причиной стало сокращение отпуска электроэнергии тепловыми электростанциями на 5% год году (после роста на 4,1% в октябре), что, вероятно, было обусловлено более теплой погодой, — полагает А. Исаков. — Температура воздуха на территории России в прошлом месяце была в среднем на 5°C выше, чем в аналогичном периоде прошлого года».
Сокращение объема промышленного производства прокомментировали и аналитики Минэкономразвития, причем выразили надежду на восстановление динамики отрасли. По их оценке, при общем положительном воздействии сделки ОПЕК+ на состояние платежного баланса ответственное выполнение Россией обязательств по ограничению добычи нефти в совокупности с необычайно теплой погодой в ноябре обусловили уменьшение выпуска в добывающем секторе.
Снижение выпуска обрабатывающей промышленности в ноябре было локализовано, по мнению экспертов МЭР, в нескольких видах деятельности, динамика которых характеризуется высокой волатильностью. Наибольший отрицательный вклад в динамику обрабатывающей промышленности в ноябре внесло металлургическое производство, в первую очередь за счет резкого снижения выпуска по виду деятельности «Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива» (–19,5% год к году в октябре, –28,7% год к году в ноябре). При этом в данный момент отсутствуют свидетельства того, что указанное падение носит фундаментальный характер.
Еще одним негативным шоком для промышленности стала отрицательная динамика по виду деятельности «Производство прочих транспортных средств и оборудования» (–16,3% год к году в ноябре). Характерная для данной отрасли волатильность годовой динамики связана в том числе с особенностями статистического учета дорогостоящих транспортных средств с длительным циклом производства — кораблей, воздушных судов, космических летательных аппаратов. В общей сложности на металлургию и «прочее» транспортное машиностроение приходится 4,3 из 4,7 п.п. (или более 90%) годового снижения выпуска обработки.
Надежду на восстановление промышленной динамики также выражает А. Исаков. «Опубликованные Росстатом первые экономические индикаторы за ноябрь в целом подтвердили уже известные факты: дальнейшее восстановление зарплат, рост оборота розничной торговли и замедление процесса сокращения объемов строительства, — подчеркивает экономист „ВТБ Капитала“. — В представленной статистике мы увидели указание на то, что уже в ближайшие кварталы в динамике промпроизводства может произойти разворот».
Наконец, вполне возможным считают реализацию позитивного прогноза развития отечественной индустрии и аналитики Центра развития (ЦР) ВШЭ. «В ноябре 2017 г. сводный опережающий индекс (СОИ) резко вырос — с 0,7 сразу до 4,8, — подчеркивает эксперт ЦР Сергей Смирнов. — С одной стороны, вряд ли это является предвестником бурного роста, поскольку „эффект базы“ на рынке нефти может сойти на нет уже через месяц-два. С другой — динамика СОИ говорит о том, что встревоживший многих ноябрьский спад промышленного производства тоже может оказаться скоропреходящим».