Пленум Верховного суда РФ в четверг, 21 декабря, утвердил постановление о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих компанию-банкрота, сообщает Интерфакс. Документ должен способствовать решению проблемы низкой эффективности применения процедур несостоятельности в РФ — кредиторы возвращают себе не более 6,5% от вложенного (данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве bankrot.fedresurs.ru). Не разъясняется, как конкретно выявлять настоящих владельцев, которых даже по поручению правительства обычно никак никто не может отыскать.
Эксперты говорят, что институт субсидиарной ответственности (глава III.2 закона о банкротстве) позволяет взыскивать долги компании-банкрота с ее конечных бенефициаров. Такими бенефициарами (контролирующими лицами) являются не только формально связанные с компанией люди, например учредитель или совладелец, имеющий право распоряжаться 50% и более голосов при принятии решений общим собранием, генеральный директор и пр. Статус контролирующего лица сопряжен с фактической возможностью давать обязательные для исполнения указания, выражать согласие или иначе определять действия должника, даже если формальной связи нет. Еще одно основание для признания лица контролирующим — это получение актива должника по сделке или по цепочке невыгодных для компании-должника сделок.
Агентство Интерфакс сообщает, что постановление содержит широкий набор оценочных понятий, и цитирует судью ВС РФ Ивана Разумова: «От оценочных понятий нам не уйти. При возмещении вреда нет такой строгой типизации обычных правонарушений. Каждый правонарушитель придумывает свою схему и живет в своей схеме… В каждом конкретном случае у суда будет определенное усмотрение, но и закон исходит из тех же оценочных понятий. Разрешить спор — задача суда, и уйти от судейского усмотрения ни в одном споре невозможно».
Понимая небольшую вероятность успеха поиска реального бенефициара компании-должника, авторы постановления рассчитывают на помощь номинальных директоров, назначенных в компанию-должника для прикрытия. В документе ВС РФ есть принцип смягчения ответственности номиналов, если они укажут на реальных бенефициаров. То есть есть аналогия сделки со следствием. «Номинальный руководитель может сообщить информацию о фактическом теневом директоре, его активах и действиях, которые привели к банкротству. Если установление фактического владельца приведет к восстановлению прав кредиторов, то объем ответственности номинального руководителя перед кредиторами снизится», — говорил И. Разумов.
Ради справедливости, постановление разрешает бенефициару, которого привлекают к ответственности, защищаться в суде с помощью ссылок на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса и пр. В этих случаях суду предстоит решить, действительно ли внешние факторы усугубили деструктивную роль контролирующего лица, в какой степени, и уменьшить размер взыскания.