По предварительным данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в 2017 г. в среднем расходы россиян на кондитерские изделия составят на одного человека 6950—7000 руб. Это на 42% больше, чем в 2013 г. (4903 руб.). Но увеличение расходов обусловлено подорожанием кондитерских изделий в целом — рост цен на них составил 54% (сентябрь 2017 г. к сентябрю 2013 г.). Так что фактически происходит сокращение трат на сладости.
Исследование ЦИКР показало, что по итогам 2017 г. ожидается увеличение потребления сладостей в килограммах. Всего потребление кондитерских изделий в 2013 г. составляло 24 кг, но по итогам 2017 г. ожидается рост до 24,2—24,5 кг. Все самые важные изменения происходят в структуре потребления — пока предпочтения отдаются более дешевым видам сладостей.
Потребление шоколадных изделий в июне текущего года составило 4,7 кг в годовом выражении на человека. Во второй половине 2017 г. этот показатель может вырасти до рекордных 4,8—5 кг в год на человека, что выглядит впечатляюще по сравнению с показателем в 4,3 кг в год на человека в 2013 г. Более того, в структуре трат на сладости самую большую долю в 2017 г. занимают именно шоколадные кондитерские изделия — на них приходится 37%, тогда как в 2013 г. на них приходилось 32%.
Увеличение доли расходов на шоколадные кондитерские изделия связано с тем, что это самый подорожавший вид сладкого за описываемое время — только в течение 2015 г. шоколад подорожал в среднем по стране на 40%. Однако внутри группы шоколадных кондитерских изделий предпочтение отдается более дешевым видам, то есть больше продается конфет, а не шоколада.
Также аналитики обратили внимание, что россияне сократили траты на торты с пирожными с 18% в 2013 г. из общей суммы расходов на сладкое до 11% в 2017 г. Зато в расходах выросла доля мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, например печенья, вафель, пряников, до 24% в 2017 г. с 21% в 2013 г. Наконец, почти без изменений осталась доля расходов на сахаристые кондитерские изделия и карамель, снизившись с 29% в 2013 г. до 28% в 2017 г.
Изменение потребительских привычек, сокращение трат, переход на более дешевые виды сладостей были связаны в основном с падением покупательной способности и резким ростом цен на них. Основной пик роста цен на кондитерские изделия пришелся на 2015 г., когда цены выросли только за год почти на 25%. В 2016 г. динамика сократилась почти вдвое. А с начала 2017 г. потребительские цены на сладости практически перестали расти, и динамика роста цен на большинство видов оказалась даже ниже показателей продовольственной инфляции.
В 2017 г. в России начинается постепенное восстановление потребления сладостей после двух кризисных лет. Потребление мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения (различного рода печенье, вафли, пряники, кексы, рулеты и т.д.) в июне 2017 г. составляло 9,4 кг в год на человека, а во второй половине 2017 г. может вырасти до 9,5—9,6 кг в год на человека. В 2013 г. было 8,8 кг. Потребление тортов и пирожных в среднем по стране будет находиться на уровне 2—2,1 кг в год на человека, тогда как в 2013 г. было 2,5 кг в год на человека. Потребление карамели, скорее всего, сохранится на уровне 1,2—1,3 кг в год на человека, а прочих сахаристых кондитерских изделий может вырасти до 6,8 кг с 6,7 кг в начале этого года. В 2013 г. потребление карамели было 1,3 кг, а других сахаристых кондитерских изделий — 7,1 кг в год на человека.
Шоколадные реки потекут за рубеж
Эксперты считают, что наиболее благоприятные за последние три года условия могут привести к значительному улучшению производственных показателей. Дешевеют основные виды кондитерского сырья, что может положительно повлиять на рентабельность производства. Растет спрос на кондитерские изделия, что в том числе обусловлено праздниками в конце года. Специалисты ЦИКР предполагают, что по итогам 2017 г. продажи кондитерских изделий в России могут превысить 1 трлн руб. А экспорт сладостей российского производства по итогам года может превысить показатель в 900 млн долл.
По прогнозу Минсельхоза России, с учетом текущей динамики объем экспорта кондитерской продукции из России по итогам года может составить порядка 1,2 млрд долл. К слову, сейчас этот сектор занимает 4-е место по объемам экспорта среди отраслей агропромышленного комплекса. По итогам работы за январь — август 2017 г. поставки российских кондитерских изделий на экспорт выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в стоимостном выражении на 4,1%, до 265 000 тонн.
В сегменте мучных кондитерских изделий поставки составили 122 700 тонн на 206,2 млн долл. Экспорт сахаристых кондитерских изделий вырос на 2,2%, до 43 400 тонн. А локомотивом заграничных продаж стал шоколад +12,4%. По данным ЦИКР, в сентябре 2017 г. на внешние рынки было продано 17 500 тонн шоколадных кондитерских изделий на сумму 53,6 млн долл. или 47% от всего объема поставленных на экспорт сладостей. Шоколадные кондитерские изделия в сентябре текущего года стали самым крупным сегментом из всех сладостей (в натуральном выражении), до этого времени больше всего на экспорт продавалось мучных кондитерских изделий.
Экспорт шоколадных кондитерских изделий российского производства растет на протяжении двух последних лет после снижения в кризисном 2015 г. Но если в 2016 г. увеличивались экспортные продажи всех видов сладостей, то в текущем году только шоколад показывает положительную динамику. В августе 2017 г. поставки шоколадных кондитерских изделий на экспорт оказались самыми высокими для этого месяца за последние десять лет — 14 900 тонн на сумму 41,3 млн долл. Более того, на экспортные поставки шоколадных кондитерских изделий приходится около четверти от всего объема производства этого вида сладостей в России.
Напомним, что в 2016 г. Россия установила рекорд по объемам поставок сладостей на экспорт в натуральном выражении (всего было продано 406 000 тонн кондитерских изделий на экспорт на сумму 898 млн долл.), в стоимостном выражении рекорд случился раньше, в 2013 г., когда было экспортировано кондитерских изделий на 1,18 млрд долл. Высокую динамику экспортных продаж в 2016 г. определили несколько факторов: относительно слабый рубль, так как на внешние рынки продавались преимущественно дешевые виды кондитерских изделий, и активные продажи в нескольких новых направлениях, из которых наиболее впечатляющие результаты были у китайского рынка.
В 2017 г. рубль несколько укрепился, и динамика роста продаж на экспорт снизилась. Многие годы основными покупателями сладостей российского производства были Казахстан, Беларусь, Украина, страны Центральной Азии и Азербайджан. Однако по итогам 2016 г. Китай стал вторым по величине покупателем российских шоколадных кондитерских изделий и третьим — мучных. В конце 2016 г. на Китай приходилось 13% из общих поставок российского шоколада на экспорт, 9% — мучных кондитерских изделий и 3,4% — сахаристых.
В 2017 г. роль Китая в экспортных продажах стала снижаться к середине года, но к сентябрю эта страна снова становится одним из крупнейших покупателей российских шоколадных кондитерских изделий. Если в июле 2017 г. поставки российских шоколадных кондитерских изделий в Китай составили всего 257 тонн, и это был самый низкий показатель с начала года, тогда как в январе в эту страну было продано почти в шесть раз больше — 1540 тонн шоколадных кондитерских изделий, то уже в августе этого года в Китай была продана 1000 тонн шоколадных кондитерских изделий, а в сентябре — 2700 тонн, что вновь сделало это направление вторым по величине после Казахстана.
Россия увеличила ввоз конфет в полтора раза
В 2017 г. ситуация складывалась более благоприятно как для производимых в России шоколадных изделий, так и для импортируемых. Импортные поставки шоколада и шоколадных кондитерских изделий в Россию за девять месяцев 2017 г. выросли на 44% по отношению к аналогичному периоду 2016 г., до 43 900 тонн на сумму 240,4 млн долл. Всего ввоз кондитерских изделий всех видов за этот же период 2017 г. увеличился на 27%, до 163 800 тонн на сумму 523,5 млн долл. При этом сегмент шоколадных кондитерских изделий — самый крупный в стоимостном отношении по сравнению с другими (мучными и сахаристыми) кондитерскими изделиями.
Импортные шоколадные кондитерские изделия играют наиболее важную роль в «сладком» меню российских потребителей по сравнению с другими ввозимыми видами сладостей. Если в целом на импортные кондитерские изделия сейчас приходится 6—7% от общего объема их потребления в России, то доля отдельно импортных шоколадных изделий в потреблении за описываемые девять месяцев 2017 г. выросла до 12 с 9% за аналогичный период предыдущего года. Сегмент шоколадных кондитерских изделий восстанавливает свои позиции на российском рынке наиболее быстрыми темпами после драматического сокращения, произошедшего в 2015—2016 гг.