С наступлением нового года вступают в силу новые правовые нормы, поэтому готовиться к очередному календарному периоду необходимо заранее. Чтобы за время новогодних каникул читатели не пропустили ничего важного, редакция «ЭЖ» подготовила таблицу с наиболее существенными изменениями в законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2018 г.
№ |
Нормативный акт или правовая норма |
Суть изменений |
---|---|---|
Банкротство: общие положения |
||
1 |
Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Закон распространил обязанность опубликовывать уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц на любого конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника. Ранее данное требование распространялось только на конкурсного кредитора — кредитную организацию. Цель данных изменений — обеспечить открытость информации о потенциальном банкротстве компании. Исключается практика получения должниками судебных решений о взыскании в пользу аффилированных структур, с тем чтобы подать заявление о банкротстве, перехватив инициативу у кредитной организации, которая в настоящее время не может подать заявление без соответствующей публикации |
Банкротство застройщика |
||
2
|
Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
|
Правовой статус фонда защиты граждан — участников долевого строительства
Создается публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее – Фонд). Она формирует компенсационный фонд за счет обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки.
На первом этапе размер обязательных отчислений в компенсационный фонд будет составлять 1,2% от цены каждого договора долевого участия и может пересматриваться законодателем не чаще одного раза в год.
Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика. Он утверждает арбитражных управляющих застройщиков.
Статус, права и гарантии участников долевого строительства
Закон дает определение участнику долевого строительства. Под ним понимается гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в Фонд.
Установлено, что конкурсный управляющий обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения иного застройщика в целях урегулирования обязательств перед участниками долевого строительства.
Собрание участников долевого строительства сможет решать вопрос о способе исполнения обязательств застройщика путем получения возмещения от Фонда в размере уплаченной цены договора участия в долевом строительстве, но не более средней рыночной стоимости в пределах 120 кв. м.
При этом у участников долевого строительства останется возможность погашения требований путем: 1) передачи им объекта незавершенного строительства; 2) передачи им жилых помещений;
3) привлечения иного застройщика.
Решения принимаются отдельно в отношении каждого объекта строительства только теми гражданами — участниками долевого строительства, которые имеют требования в отношении данного объекта в количестве 3/4 голосов.
Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика Закон установил следующий алгоритм предъявления участниками требований: 1) руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего передает ему сведения обо всех участниках строительства; 2) конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства; 3) участники строительства предъявляют свои требования конкурсному управляющему; 4) конкурсный управляющий рассматривает требования участников строительства и включает их в реестр требований о передаче жилых помещений, который является частью реестра требований кредиторов.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований о передаче жилых помещений при предъявлении указанных требований не позднее трех месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего независимо от даты закрытия такого реестра.
По прежнему законодательству требования участников строительства включались в реестр на основании определения суда, что существенно затягивало сроки проведения процедуры банкротства застройщика, а также проведения собрания участников строительства в целях решения вопроса о способе погашения их требований. Сейчас арбитражный суд будет рассматривать требования участников строительства, только если лицами, участвующими в деле о банкротстве, заявлены возражения в отношении предъявленных конкурсному управляющему требований.
Финансирование мероприятий по завершению строительства объекта
Закон предусматривает порядок финансирования мероприятий по завершению строительства объектов, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства.
Такие мероприятия могут осуществляться за счет средств Фонда либо целевого займа (кредита), выдаваемого застройщику Фондом и (или) третьими лицами. Такие целевые займы (кредиты) могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки). Требования по таким займам (кредитам) погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.
Процедура банкротства
Закон установил, что при рассмотрении дела о банкротстве застройщика не будут применяться процедуры наблюдения и финансового оздоровления. Первой вводится процедура конкурсного производства. При этом, если в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, возможен переход к внешнему управлению.
Подобные изменения приведут к сокращению срока процедуры банкротства застройщика за счет исключения обязательной в настоящее время процедуры наблюдения и оптимизации мероприятий, проводимых арбитражным управляющим и судом в деле о банкротстве застройщика.
Особенности удовлетворения требований участников долевого строительства
Решение собрания участников долевого строительства принимается отдельно в отношении каждого объекта строительства участниками долевого строительства, имеющими требования, которые включены в реестр требований о передаче жилых помещений по такому объекту. Участники долевого строительства не принимают решения по другим объектам строительства, в отношении которых у них отсутствуют требования о передаче жилого помещения.
Собрание участников долевого строительства правомочно в случае, если участвующие в нем с правом голоса по этому объекту строительства участники долевого строительства составляют не менее трети от общего числа таких участников долевого строительства и обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов таких участников долевого строительства |
Строительство и проектирование |
||
3 |
Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 № 878 «О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145» |
В сентябре прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ, которой внес в ГрК РФ положения о создании Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ст. 50.1 ГрК РФ). Правила формирования этого реестра, в том числе структуру и состав сведений, включая перечень сведений, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам на бесплатной основе, требования к порядку и срокам включения в реестр сведений о заключениях экспертизы, а также сведений о документах, представленных для проведения экспертизы, должно было установить Правительство РФ. В июле этого года Правительство РФ соответствующие правила утвердило, а в силу они вступят с 1 января 2018 г.
Это означает, что с нового года выдавать экспертное заключение можно будет только после внесения сведений о нем в указанный реестр |
Земля |
||
4 |
Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Пункт 3 ст. 55 ЗК РФ, устанавливающий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, дополнен подп. 13. С нового года для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, необходимо будет подготовить в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ такой охранной зоны, а также перечень координат характерных точек ее границ. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление указанных документов не требуется только в случае, если заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подано в отношении реконструированного объекта, в результате реконструкции которого местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось |
Информация |
||
5 |
Федеральный закон от 29.07.2017 № 241-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.1 и 15.4 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» |
Закон урегулировал деятельность организаторов распространения информации в интернете (мессенджеров). Данным актом предусмотрена обязательная идентификация пользователей мессенджеров по абонентским номерам. Договор о такой идентификации заключается между организатором сервиса и сотовым оператором.
Мессенджеры будут обязаны обеспечивать техническую возможность отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, а также возможность рассылки электронных сообщений по инициативе госорганов.
В течение суток с момента получения соответствующего требования уполномоченного органа владелец мессенджера должен ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями, передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства, в порядке, определенном Правительством РФ.
Идентификационные сведения об абонентских номерах должны храниться только на территории Российской Федерации |
Страхование |
||
6 |
Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Закон установил обязанность страховщика в течение трех календарных дней после окончания каждого отчетного полугодия и каждого отчетного года передавать на хранение в орган страхового надзора резервные копии баз данных, в которых отражаются все осуществленные операции и иные сделки.
В случае непринятия страховщиком указанных мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик будет нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Интеллектуальные права |
||
7 |
Федеральный закон от 28.03.2017 № 43-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Закон внес поправки в части охраны смежных прав режиссеров-постановщиков спектаклей.
Постановки режиссеров-постановщиков спектаклей отнесены к объектам смежных прав, при условии, что такие постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
Кроме того, закон ввел понятие публичного исполнения постановки спектакля. Оно отнесено к видам использования исполнения. Закреплено право исполнителя на неприкосновенность исполнения при публичном исполнении постановки.
Установлен срок действия исключительного права режиссера-постановщика спектакля на постановку: в течение всей жизни режиссера, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором постановка впервые была публично исполнена.
Повторное публичное исполнение постановки спектакля лицом, впервые публично исполнившим этот спектакль с согласия режиссера до 1 января 2018 г., не является нарушением новых положений ГК РФ, если договором режиссера с указанным лицом прямо не предусмотрены однократность публичного исполнения постановки или ограничение количества таких исполнений |
Государственные и муниципальные закупки |
||
8 |
Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
В соответствии с этим законом требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, обеспечивающие заявки участников торгов и исполнение контрактов, будут устанавливаться Правительством РФ. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, будет вести Минфин России на своем официальном сайте.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо, напротив, о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения будут направляться Центральным банком РФ в Минфин в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень |
Охрана окружающей среды |
||
9 |
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Закон установил, что объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Кроме того, для них требуются технические средства фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе в фонд данных экологического госмониторинга (госмониторинга окружающей среды) |
Государственные и муниципальные услуги |
||
10 |
Федеральный закон от 05.12.2017 № 384-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и -муниципальных услуг“» |
Закон упростил процедуру подачи запросов на государственные услуги и получения их результатов. Установлено, что подавать запросы, документы и информацию для получения госуслуги, а также получить результаты ее предоставления со стороны органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов можно в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре в пределах территории Российской Федерации. Место жительства или место пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо место нахождения (для юридических лиц) в таком случае значения не имеет |