Минэкономразвития России представило законопроект о публичной нефинансовой отчетности. Документ проходит стадию обсуждения, которая завершится 1 февраля текущего года (ID проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов — 02/04/08-17/00071422). Разработка законопроекта обусловлена необходимостью установления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности и развития соответствующей нормативной базы, направленных на широкое внедрение этого элемента корпоративной культуры в российскую практику.
Согласно проекту публичная нефинансовая отчетность (далее — ПНФО) представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей. Перечень ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности утверждается Правительством РФ.
Предполагается, что обязанность по раскрытию публичной нефинансовой отчетности будет возложена на государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, крупные ГУПы и хозяйственные общества (с объемом выручки или дохода свыше 5 млрд руб. в год), хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки. По решению Правительства РФ подобная обязанность может быть возложена на иные организации. Остальные могут раскрывать ПНФО добровольно, но руководствуясь положениями нормативных правовых актов о публичной нефинансовой отчетности.
Для повышения прозрачности и качества публичной нефинансовой отчетности предполагается проведение независимой внешней оценки ПНФО в виде общественного или профессионального подтверждения лицом или группой лиц, независимых от процесса подготовки публичной нефинансовой отчетности.
Основными целями регулирования, предлагаемого законопроектом, являются внедрение и развитие публичной нефинансовой отчетности, повышение инвестиционной привлекательности, информационной открытости, прозрачности деятельности российских организаций. Как отмечают авторы документа, ПНФО является одним из важнейших источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей, а также о необходимости объединения или разграничения усилий различных секторов общества.
При подготовке законопроекта, в том числе в части определения субъектов, на которых распространяются положения законопроекта, учитывалась более чем 20-летняя международная практика развития ПНФО. А она свидетельствует — публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира.
Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью установления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности, развитием нормативной базы, направленной на широкое внедрение и продвижение публичной нефинансовой отчетности как общепринятой практики. Среди значимых событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в мире в последние годы, — принятие и введение в действие Евросоюзом директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые другие европейские компании, в зависимости от вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС. Российский институт раскрытия ПНФО развивается начиная с 2000 г., в соответствии с мировыми тенденциями, но с некоторым отставанием от них по темпам. На преодоление отставания и направлены усилия разработчиков комментируемого законопроекта.