Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле по итогам 2017 г. составил +3% против +1% годом ранее. Экономисты отмечают умеренно позитивный тренд отрасли на фоне снижения реальных доходов населения и низких темпов инфляции. В начале года предприниматели традиционно склоны верить в чудеса: в завершение спада доходов граждан и увеличение товарооборота.
Одним из ключевых трендов розничной торговли в 2017 г. эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ считают сохранение в прошлом году умеренно позитивного тренда, характеризующего состояние делового климата отрасли.
Несмотря на незначительную «просадку» деловой активности непосредственно в IV квартале, набранный в течение 2017 г. темп роста позволил отрасли остаться в позитивной зоне. Композитный показатель исследования Росстата — индекс предпринимательской уверенности — составил по итогам года +3%.
Позитивные тенденции ученые «Вышки» отмечают в оценках, данных руководителями розничных компаний таким важным показателям деловой активности как спрос, объем продаж, товарооборот, а также финансовое положение коммерческих организаций по сравнению с 2016 г. Кроме того, продолжалось расширение ассортиментной номенклатуры и медленнее сокращались площади складских помещений.
«В течение как минимум последних двух лет конъюнктурных наблюдений сектор розничной торговли впервые ознаменовался слабым, но выраженным положительным результатом нивелирования последствий, вызванных негативным резонансом со стороны возникших шоков, — подчеркивает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Имеется в виду введение в 2014 г. против России санкций и ответных контрсанкций, сокращение доходов населения и смена модели поведения у части домашних хозяйств с потребительской на избирательно-сберегательную в результате экономических неурядиц в стране».
Вместе с тем пока сегмент розничной торговли не вышел на докризисный уровень развития, что связано с не прекращающимся с ноября 2014 г. снижением реальных располагаемых денежных доходов населения страны.
Тем не менее общие настроения предпринимателей выглядят вполне благоприятно и значительно превосходят эмоциональный фон, сложившийся в рознице в предыдущие два года.
«Однако к прямой интерпретации полученных оценочных мнений респондентов следует отнестись с некоторой осторожностью, что связано с несколькими причинами», — комментирует ситуацию Г. Остапкович.
Первая — повышенное ожидание улучшения в 2018 г. некоторых социально ориентированных макроэкономических показателей (рост реальных зарплат, снижение процентных ставок, увеличение расходов бюджета на социальные выплаты и т.д.).
Вторая причина связана с тем, что руководители компаний из реального сектора в своих прогнозах на новый бизнес-сезон зачастую надеются на возникновение каких-либо экономических или институциональных чудес. Как показывает ретроспективный анализ экономических прогнозов респондентов, в начале года они традиционно отличаются некоторым излишним оптимизмом. Например, прекращение трехлетнего помесячного падения реальных располагаемых доходов населения и их переход к акцентированному росту, ослабление регуляторного давления на бизнес, включая налоговую составляющую, снижение административных барьеров и коррупции и др.
«К сожалению, моментальные „чудеса“ встречаются крайне редко, и, по всей вероятности, в течение 2018 г. сегмент розничной торговли, не исключая кратковременные просадки, продолжит вялотекущее поступательное движение в рамках нового витка циклического развития, взявшего отсчет с момента преодоления рецессионного дна 2015 г., — прогнозирует ученый. — В результате можно практически с уверенностью утверждать, что розничная торговля в I квартале 2018 г., несмотря на не самый активный сезон, незначительно, но увеличит свой товарооборот по сравнению с соответствующим периодом 2017 г.».