Резолюция с рекомендациями по контролю за похоронным бизнесом и сферой ритуальных услуг в стране, содержащая предложения по развитию добровольного похоронного страхования, была разослана на днях Общественной палатой РФ.
Документ Общественной палаты РФ по контролю за похоронным бизнесом получили в Госдуме, Минэкономразвития, Министерстве строительства и ЖКХ РФ, Генеральной прокуратуре, ФАС, профильных департаментах правительства г. Москвы и общественных палатах субъектов РФ, а также в Генпрокуратуре и ряде других ведомств. По мнению авторов документа, среди которых президент НКО по защите прав потребителей в ритуально-похоронной сфере «Верум» Владимир Горелов, популяризация похоронного страхования в стране поможет выводу ритуальных услуг из «тени».
Резолюция содержит просьбу к законодателям о рассмотрении возможности внесения в новую версию закона о похоронном деле изменений, предусматривающих, среди прочего, разграничение полномочий органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, правоохранителей, учреждений здравоохранения и похоронных служб, а также обязательное применение профессиональных стандартов в области организации погребения и ритуальных услуг.
В прошлом году по результатам проверки ситуации на рынке ритуальных услуг был выявлен ряд проблем, главными из которых можно считать следующие:
1) избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
2) ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти.
Многие граждане не знают, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха, а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, — безвозмездное оказание ряда услуг, гарантированный перечень которых закреплен в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица, согласно ст. 10 того же закона.
В ряде регионов на незнании гражданами своих прав наживается администрация кладбищ, взимая деньги за предоставление участков для захоронения. Правом на компенсацию или бесплатными услугами по погребению пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
3) неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг, как того требует п. 3 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, и отсутствие единой методики ее определения;
4) большое количество заброшенных кладбищ из-за отсутствия системы инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища;
5) активность на рынке ритуальных услуг незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги по завышенным ценам.
Согласно оценке экспертов, годовой оборот теневого рынка ритуальных услуг составляет около 120—150 млрд руб.
Лучшим способом вывести рынок погребальных услуг из тени могло бы стать внедрение механизма ритуального страхования. В настоящее время данный страховой продукт предлагают несколько компаний, однако его потенциал до конца не раскрыт, считает В. Горелов.
Сейчас законопроект о регулировании похоронной отрасли дорабатывается Минстроем. Ранее заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис сообщил, что документ будет готов в 2018 г.
«Еще одна задача — это реформа похоронной деятельности. Законопроект подготовлен, и в 2018 г. это законодательное регулирование нужно довести до ума», — сказал А. Чибис в ходе сессии департаментов ЖКХ и городской среды.