Один за другим правительственные чиновники подтверждают информацию, которую ранее выдал Bloomberg, о планах властей резко увеличить вложения в инфраструктуру и человеческий капитал. По версии Bloomberg, траты бюджета на образование и здравоохранение могут вырасти на 20% к 2021 г., а на строительство дорог и развитие транспорта — на 30%. Однако по поводу источников денег на хорошее дело из коридоров власти следуют часто взаимоисключающие сообщения.
Декларировать некий бюджетный маневр такого рода становится уже предвыборной традицией. Примерно то же было перед прошлыми президентскими выборами, когда с подачи главы ЦСР Алексея Кудрина заговорили о необходимости давать больше денег на развитие и лечение людей. Конечно, не за счет уменьшения расходов на оборону и такие важнейшие организации, как Росгвардия. А значит, надо думать, какие налоги и на сколько повысить, чтобы справиться с задачей. Так было в 2012 г., та же ситуации и теперь.
Разногласия в правительстве
Про то, где деньги взять, в последние дни поступают самые разные сообщения из власти. Несколько дней назад «осведомленные источники» рассказали газете «Ведомости», что для финансирование амбициозной программы рассматривается повышение налоговой нагрузки, в том числе налога на доходы физлиц. Источники РБК уточняли, что речь идет о повышении ставки НДФЛ до 15% для тех, чьи доходы превышают 10 млн руб. в год.
Во вторник, 16 января, замминистра финансов Илья Трунин сказал ТАСС, что эти сообщения являются вымыслом и правительство не рассматривает каких-либо налоговых изменений в рамках бюджетного маневра. Но почти тут же министр финансов Антон Силуанов говорит, что «мы готовим сейчас предложения по перенастройке, по уточнению налоговой системы... рассматриваются различные варианты, но ни один из них не будет приводить к увеличению нагрузки на бизнес».
Журналисты расценили это как косвенное признание министром плана увеличить налоги на население, чтобы не трогать бизнес. И тут выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов, который, как пишет ТАСС, сказал, что информация о планах повысить подоходный налог, является слухами. Но, отмечает Finanz, тогда уже помощник президента Андрей Белоусов на Гайдаровском форуме признал подготовку «оптимизации налогов», которая позволила бы государству увеличить финансирование «чувствительных расходов», в том числе медицины и системы образования. ТАСС пишет, что, отвечая на вопрос об оптимизации налогов, А. Белоусов заявил: «Она рассматривается, пока решения нет, прорабатывается. Президент об этом говорил. Решения никакие не приняты. Разные варианты».
При этом А. Белоусов отметил, что расчеты Центра стратегических разработок А. Кудрина и президентской администрации сходятся на том, что расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру необходимо увеличить на 1,5—2% ВВП.
Из всего этого ясно, что идея А. Кудрина вновь поддержана президентом Владимиром Путиным, но нет никакой ясности по поводу того, как эта идея будет реализовываться.
Кое-что уже проясняется
Президент В. Путин в прошлом году просил членов правительства избегать публичных обсуждений предстоящего налогового маневра. Но из того, что все-таки говорится, можно сделать первые выводы.
Как передает РБК, министр финансов А. Силуанов говорил на панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме, что высокие налоги на труд делают российскую налоговую систему неконкурентоспособной и структуру налогов на труд необходимо менять.
Это старая идея — стимулировать не потребление, а производство. Мол, потребляют в основном заграничную продукцию. А вот производители — свои. При этом не уточняется, что это в основном производители сырья для зарубежных изготовителей конечных товаров. Судя по всему, с идеей переноса (если говорить просто и ясно) части налоговой нагрузки с бизнеса на население, согласны и в ЦСР А. Кудрина, и в Минфине А. Силуанова.
«30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», — цитирует А. Силуанова РБК.
Понятно, что после заявлений о необходимости оптимизировать налоговую систему в части налогообложения труда последовали ритуальные фразы министра про то, что Минфин предлагает изменить структуру налоговой системы, но при этом не увеличивать налоговую нагрузку. Еще про то, что перенастройка налогообложения будет проводиться таким образом, «чтобы она отвечала основной задаче сегодняшнего дня — увеличению темпов экономического роста», и т.д.
Кому обещают помощь и кому уже начали ее оказывать
В общем, власти избегают признания того, что начинают перенос налоговой нагрузки с бизнеса на потребителей. Конечно, информационные агентства цитируют слова А. Силуанова про то, что он против повышения НДФЛ. Только надо учесть, повышать этот налог планировалось для самых высокооплачиваемых работников, для топ-менеджеров. В конструкции, когда оживление экономики увязывается с помощью крупному бизнесу (в первую очередь — именно крупному, сырьевому или монопольному, типа РЖД), такой рост налога на доходы неприемлем.
Следуют декларации о намерениях помогать малоимущим. К примеру, вице-премьер Ольга Голодец в кулуарах Гайдаровского форума рассказывает, что правительство обсуждает разные варианты помощи населению с низкими доходами по снижению налоговой нагрузки. По ее словам, конкретика этих предложений может появиться уже в ближайшее время, однако пока находится в стадии обсуждения.
Что касается помощи самым богатым, то все уже готово. Минфин выпускает облигации на 3 млрд долл., которые смогут купить олигархи, в попытке спасти офшорные деньги от ареста заграничными полицейскими. При этом, информирует РБК, программа евробондов не включает также льготу по налогу на доходы физлиц. Они смогут не платить 13-процентный налог в случае, если получат прибыль от валютной переоценки бумаг. Она может возникнуть, если подскочит курс доллара, а рублевая стоимость евробондов, таким образом, увеличится. Это объяснил А. Силуанов: «Покупатели бондов не будут платить налоги с разницы в рублевой стоимости бумаг на момент покупки и на момент продажи, как сейчас определено налоговым законодательством».
К сведению
Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов (цитаты по ТАСС), основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018—2020 гг. продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу — это 36,4%, на оборону — 29%, на национальную экономику — 14,7%. Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 г. будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го — до 100%). На выполнение «майских указов» Президента РФ планируется в 2018—2020 гг. потратить 2,2 трлн руб. Расходы на национальную оборону в 2018 г. составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м. При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям «Российские железные дороги» (25,9 млрд руб.), «Русгидро» (1 млрд руб.), «Объединенная авиастроительная корпорация» (3,52 млрд руб.).