Ушедший год отметился наконец ростом рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что само по себе отрадно после четырех лет его падения. Но взятый темп роста при его сохранении в дальнейшем обещает восстановление четырехлетних потерь еще в течение почти восьми лет.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, для российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей прошлый год завершился декабрьскими продажами таких авто количеством 166 013, что на 20 348 штук, или на 14%, больше, чем в декабре 2016 г.
Отметим, что, хотя в IV квартале 2017 г. к соответствующим месяцам 2016 г. темп роста продаж названных автомобилей замедлялся, в целом годовая динамика понемногу продолжала укрепляться и поставила итоговую точку на отметке 11,9% прироста. За 2017 г. реализация составила 1 595 737 штук, что на 169 946 больше, чем годом ранее (по табличным данным АЕБ — увеличение на пять штук крепче).
Отрадно, что возглавляет рейтинг продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей по маркам отечественная Lada (см. таблицу). Впрочем лидерство вазовской продукции наблюдалось и в годы падения рынка, важнее поэтому, что относительный прирост количества продаж автомобилей под маркой Lada — 17% — заметно выше среднерыночного уровня. Например, у занявшей в представленном списке второе место продукции Hyundai годовое увеличение реализации (на 9%) весомо скромнее и ниже среднего по рынку показателя на 2,9 п.п.
Справедливости ради отметим, что в «соревновании» по моделям первое место в 2017 г. заняла южнокорейская KIA Rio, реализация которой составила 96 689 штук, что на 3003 больше, чем у занявшей второе место Lada Granta. По итогам 2016 г. соперничество между ними с небольшим перевесом, наоборот, завершилось победой последней. Но мы уже ранее отмечали, что лучше упустить лидерство по одной модели, но доминировать на рынке их совокупностью. А в первой десятке лидеров продаж по моделям вазовских представителей больше всех, четверо — помимо названной Lada Granta — еще Vesta (третье место с реализацией 77 291 штука), Largus (восьмая строка, 33 601 соответственно) и XRAY (девятая ступень, 33 319 штук).
По представленной таблице можно заметить, что у марок, характеризующих автомобили как бюджетные или среднего ценового ряда, иначе говоря — массового спроса, рост продаж в прошлом году вышел в целом дружнее, увереннее, нежели у дорогой, элитной продукции. По этому поводу стоит напомнить, что с наступлением кризиса первым и активно начал рушить авторынок как раз массовый его сегмент, что объяснимо — тугой кошелек кризису упирается дольше. Очевидно, есть и обратная закономерность — кто раньше упал, тот раньше и поднимается.
Есть этому и четкие цифровые подтверждения. Спасибо экспертам аналитического агентства «АВТОСТАТ» (www.autostat.ru), которые подсчитали, что в ушедшем году российский авторынок вырос в массовом сегменте на 13,6%, а в премиальном — всего на 0,6%. Продажи в этих сегментах за год составили 1 380 500 и 141 200 штук соответственно. Как следствие, на долю массового сегмента пришлось 90,7% рынка, в то время как премиум-класс занял 9,3%.
Специалисты АА «АВТОСТАТ» отмечают, что в массовом сегменте падение продаж показали только четыре марки из топ-25: Toyota (–0,3%), Lifan (–2,8%), УАЗ (–14,8%) и Geely (–50,1%). У остальных брендов динамика положительная, причем лучше других это удалось узбекскому Ravon (+732,6%) и китайскому Changan (+161,3%), продемонстрировавших трехзначный рост. Более чем у половины автопроизводителей массового сегмента (14), вошедших в топ-25 по объему продаж, рост выше, чем в целом по рынку (+12%), подсчитали эксперты Агентства.
Однако по поводу трехзначных показателей роста заметим, что на низкой сравнительной базе выдающиеся относительные показатели «выращивать» проще. Changan, например, увеличил продажи своих авто с 540 штук в 2016 г. до 1411 в 2017-м. В натуральном виде впечатляет?! У Ravon в штуках дела солиднее — рост с 1811 до 15 078 авто соответственно. Но мы уже как-то отмечали, что эта компания — прямая наследница еще памятного узбекского автопроизводителя Daewoo, а если учесть те его 8574 автомобиля, которые он успел выпустить в 2016 г. и которые теперь сиротливо числятся в таблице, то вышло бы, что неформальный прирост продаж у его наследницы Ravon составил бы 45,2%. Но и это, бесспорно, отличный показатель.
Данные Комитета автопроизводителей АЕБ по группам автопроизводителей имеют дополнительную ценность тем, что отражают изменения долей последних на российском рынке. Легко догадаться, что наибольшая доля у группы, в которую входит наш тольяттинский автогигант, — у AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN. Ее совокупный удельный вес в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2017 г. составила 34,7% (из них 19,5% принадлежит нашему члену). У идущей второй по доле рынка VW Group — 11% рынка, занимающая третью позицию HYUNDAI Group имеет 10%.
При этом «родная» группа увеличила за прошлый год свою долю на 1,2 п.п. (в частности, AVTOVAZ — на 0,8 п.п.) — лучший групповой результат на российском рынке. Для сравнения: VW Group сохранила свою нишу, а HYUNDAI Group — потеряла 0,2 п. п.
Вот, кстати, пример взаимной пользы собизнеса наших автопроизводителей с сильными зарубежными партнерами — помощь в модернизации и реструктуризации ведущему местному производителю стратегически открывает преимущества для внешних участников.
Вот, однако, как комментирует итоги минувшего года председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году, до уровня 1596 млн штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан».
Заметьте, «рынку предстоит долгий путь возвращения…». Какой? Пик продаж новых легковых и легких коммерческих авто пришелся на 2012 г. — 2 938 789 штук, за четыре года падения рынка убыль составила 1 513 003, или 51,5%. И выходит, что начало его восстановления в 2017 г. большого оптимизма не вызывает (а с чего бы: экономика так-сяк приподнялась, но доходы россиян по-прежнему в минусе). Если показанный в 2017 г. темп роста авторынка сохранится, восстановление его падает на 2025 г.
Хороший глоток воздуха для пессимистов и экологов. Но мир так меняется…
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за декабрь 2017/2016 гг. и январь — декабрь 2017/2016 гг.
Марка |
Декабрь |
Январь — Декабрь |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2017 |
2016 |
% |
2017 |
2016 |
% |
|
Lada |
32 580 |
27 630 |
18 |
311 588 |
266 296 |
17 |
Hyundai |
14 977 |
14 047 |
7 |
157 858 |
145 254 |
9 |
Renault* |
14 555 |
13 762 |
6 |
136 682 |
117 225 |
17 |
KIA |
13 211 |
13 193 |
0 |
181 947 |
149 567 |
22 |
Toyota* |
10 885 |
10 417 |
4 |
94 238 |
94 568 |
0 |
VW |
10 366 |
7589 |
37 |
89 469 |
74 221 |
21 |
Nissan* |
8499 |
6942 |
22 |
76 000 |
70 464 |
8 |
ГАЗ ком. авт.* |
6713 |
7517 |
–11 |
58 617 |
55 803 |
5 |
Škoda |
6005 |
5016 |
20 |
62 302 |
55 386 |
12 |
Ford* |
5705 |
4166 |
37 |
50 360 |
42 528 |
18 |
УАЗ* |
4623 |
5909 |
–22 |
41 632 |
48 848 |
–15 |
Mitsubishi |
3706 |
1273 |
191 |
24 325 |
16 769 |
45 |
Chevrolet |
3475 |
3235 |
7 |
32 071 |
30 463 |
5 |
Mercedes-Benz |
3153 |
2658 |
19 |
36 808 |
36 888 |
0 |
Mazda |
3053 |
2294 |
33 |
25 910 |
21 543 |
20 |
Datsun |
2854 |
2789 |
2 |
24 510 |
18 772 |
31 |
BMW |
2791 |
2338 |
19 |
30 018 |
27 507 |
9 |
Lexus |
2711 |
2509 |
8 |
23 693 |
24 117 |
–2 |
Lifan |
2120 |
1820 |
16 |
16 964 |
17 460 |
–3 |
Ravon |
2100 |
499 |
321 |
15 078 |
1811 |
733 |
Audi |
1452 |
1646 |
–12 |
16 878 |
20 705 |
–18 |
Volvo |
1077 |
648 |
66 |
7011 |
5585 |
26 |
VW ком. авт. |
830 |
860 |
–3 |
6990 |
6400 |
9 |
Mercedes-Benz |
801 |
1132 |
–29 |
6504 |
6328 |
3ком. авт. |
Subaru |
801 |
587 |
36 |
6080 |
5638 |
8 |
Land Rover |
791 |
785 |
1 |
8883 |
9122 |
–3 |
Suzuki |
786 |
319 |
146 |
5001 |
4520 |
11 |
Chery |
609 |
289 |
111 |
5905 |
4758 |
24 |
Peugeot* |
600 |
338 |
78 |
4931 |
3602 |
37 |
Porsche |
594 |
657 |
–10 |
4578 |
4961 |
–8 |
Honda |
533 |
309 |
72 |
2435 |
1747 |
39 |
Citroёn* |
437 |
288 |
52 |
4377 |
3803 |
15 |
Infiniti |
404 |
425 |
–5 |
4972 |
4517 |
10 |
FIAT* |
268 |
224 |
20 |
2323 |
2159 |
8 |
Haval2 |
201 |
— |
— |
1894 |
— |
— |
DFM |
197 |
64 |
208 |
913 |
1152 |
–21 |
Geely |
193 |
251 |
–23 |
2234 |
4473 |
–50 |
Zotye |
191 |
37 |
416 |
1088 |
301 |
261 |
Jaguar |
157 |
279 |
–44 |
2173 |
2073 |
5 |
MINI |
139 |
129 |
8 |
1580 |
1360 |
16 |
Changan |
133 |
37 |
259 |
1411 |
540 |
161 |
Cadillac |
124 |
153 |
–19 |
1365 |
1274 |
7 |
Genesis |
107 |
14 |
664 |
1031 |
46 |
2141 |
Isuzu* |
98 |
122 |
–20 |
736 |
617 |
19 |
Jeep |
92 |
138 |
–33 |
1274 |
1269 |
0 |
smart |
82 |
144 |
–43 |
934 |
696 |
34 |
Iveco* |
82 |
43 |
91 |
469 |
518 |
–9 |
Foton* |
72 |
17 |
324 |
534 |
75 |
612 |
FAW |
44 |
56 |
–21 |
553 |
829 |
–33 |
Brilliance |
26 |
20 |
30 |
219 |
863 |
–75 |
SsangYong |
7 |
2 |
250 |
123 |
1141 |
–89 |
HTM3 |
2 |
— |
— |
99 |
— |
— |
Chrysler |
1 |
2 |
–50 |
9 |
30 |
–70 |
Hyundai ком. авт. |
0 |
33 |
— |
69 |
72 |
–4 |
Alfa Romeo |
0 |
0 |
— |
0 |
100 |
— |
Baw |
— |
14 |
— |
91 |
171 |
–47 |
Acura |
— |
— |
— |
— |
163 |
— |
Daewoo |
— |
— |
— |
— |
8574 |
— |
Haima |
— |
— |
— |
— |
114 |
— |
Итого |
166 013 |
145 665 |
14,0 |
1 595 737 |
1 425 786 |
11,9 |
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки. |