Рост продаж в России новых легковых авто взял темп девятилетнего восстановления

| статьи | печать

Ушедший год отметился наконец ростом рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что само по себе отрадно после четырех лет его падения. Но взятый темп роста при его сохранении в дальнейшем обещает восстановление четырехлетних потерь еще в течение почти восьми лет.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, для российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей прошлый год завершился декабрьскими продажами таких авто количеством 166 013, что на 20 348 штук, или на 14%, больше, чем в декабре 2016 г.

Отметим, что, хотя в IV квартале 2017 г. к соответствующим месяцам 2016 г. темп роста продаж названных автомобилей замедлялся, в целом годовая динамика понемногу продолжала укрепляться и поставила итоговую точку на отметке 11,9% прироста. За 2017 г. реализация составила 1 595 737 штук, что на 169 946 больше, чем годом ранее (по табличным данным АЕБ — увеличение на пять штук крепче).

Отрадно, что возглавляет рейтинг продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей по маркам отечественная Lada (см. таблицу). Впрочем лидерство вазовской продукции наблюдалось и в годы падения рынка, важнее поэтому, что относительный прирост количества продаж автомобилей под маркой Lada — 17% — заметно выше среднерыночного уровня. Например, у занявшей в представленном списке второе место продукции Hyundai годовое увеличение реализации (на 9%) весомо скромнее и ниже среднего по рынку показателя на 2,9 п.п.

Справедливости ради отметим, что в «соревновании» по моделям первое место в 2017 г. заняла южнокорейская KIA Rio, реализация которой составила 96 689 штук, что на 3003 больше, чем у занявшей второе место Lada Granta. По итогам 2016 г. соперничество между ними с небольшим перевесом, наоборот, завершилось победой последней. Но мы уже ранее отмечали, что лучше упустить лидерство по одной модели, но доминировать на рынке их совокупностью. А в первой десятке лидеров продаж по моделям вазовских представителей больше всех, четверо — помимо названной Lada Granta — еще Vesta (третье место с реализацией 77 291 штука), Largus (восьмая строка, 33 601 соответственно) и XRAY (девятая ступень, 33 319 штук).

По представленной таблице можно заметить, что у марок, характеризующих автомобили как бюджетные или среднего ценового ряда, иначе говоря — массового спроса, рост продаж в прошлом году вышел в целом дружнее, увереннее, нежели у дорогой, элитной продукции. По этому поводу стоит напомнить, что с наступлением кризиса первым и активно начал рушить авторынок как раз массовый его сегмент, что объяснимо — тугой кошелек кризису упирается дольше. Очевидно, есть и обратная закономерность — кто раньше упал, тот раньше и поднимается.

Есть этому и четкие цифровые подтверждения. Спасибо экспертам аналитического агентства «АВТОСТАТ» (www.autostat.ru), которые подсчитали, что в ушедшем году российский авторынок вырос в массовом сегменте на 13,6%, а в премиальном — всего на 0,6%. Продажи в этих сегментах за год составили 1 380 500 и 141 200 штук соответственно. Как следствие, на долю массового сегмента пришлось 90,7% рынка, в то время как премиум-класс занял 9,3%.

Специалисты АА «АВТОСТАТ» отмечают, что в массовом сегменте падение продаж показали только четыре марки из топ-25: Toyota (–0,3%), Lifan (–2,8%), УАЗ (–14,8%) и Geely (–50,1%). У остальных брендов динамика положительная, причем лучше других это удалось узбекскому Ravon (+732,6%) и китайскому Changan (+161,3%), продемонстрировавших трехзначный рост. Более чем у половины автопроизводителей массового сегмента (14), вошедших в топ-25 по объему продаж, рост выше, чем в целом по рынку (+12%), подсчитали эксперты Агентства.

Однако по поводу трехзначных показателей роста заметим, что на низкой сравнительной базе выдающиеся относительные показатели «выращивать» проще. Changan, например, увеличил продажи своих авто с 540 штук в 2016 г. до 1411 в 2017-м. В натуральном виде впечатляет?! У Ravon в штуках дела солиднее — рост с 1811 до 15 078 авто соответственно. Но мы уже как-то отмечали, что эта компания — прямая наследница еще памятного узбекского автопроизводителя Daewoo, а если учесть те его 8574 автомобиля, которые он успел выпустить в 2016 г. и которые теперь сиротливо числятся в таблице, то вышло бы, что неформальный прирост продаж у его наследницы Ravon составил бы 45,2%. Но и это, бесспорно, отличный показатель.

Данные Комитета автопроизводителей АЕБ по группам автопроизводителей имеют дополнительную ценность тем, что отражают изменения долей последних на российском рынке. Легко догадаться, что наибольшая доля у группы, в которую входит наш тольяттинский автогигант, — у AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN. Ее совокупный удельный вес в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2017 г. составила 34,7% (из них 19,5% принадлежит нашему члену). У идущей второй по доле рынка VW Group — 11% рынка, занимающая третью позицию HYUNDAI Group имеет 10%.

При этом «родная» группа увеличила за прошлый год свою долю на 1,2 п.п. (в частности, AVTOVAZ — на 0,8 п.п.) — лучший групповой результат на российском рынке. Для сравнения: VW Group сохранила свою нишу, а HYUNDAI Group — потеряла 0,2 п. п.

Вот, кстати, пример взаимной пользы собизнеса наших автопроизводителей с сильными зарубежными партнерами — помощь в модернизации и реструктуризации ведущему местному производителю стратегически открывает преимущества для внешних участников.

Вот, однако, как комментирует итоги минувшего года председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году, до уровня 1596 млн штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан».

Заметьте, «рынку предстоит долгий путь возвращения…». Какой? Пик продаж новых легковых и легких коммерческих авто пришелся на 2012 г. — 2 938 789 штук, за четыре года падения рынка убыль составила 1 513 003, или 51,5%. И выходит, что начало его восстановления в 2017 г. большого оптимизма не вызывает (а с чего бы: экономика так-сяк приподнялась, но доходы россиян по-прежнему в минусе). Если показанный в 2017 г. темп роста авторынка сохранится, восстановление его падает на 2025 г.

Хороший глоток воздуха для пессимистов и экологов. Но мир так меняется…

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за декабрь 2017/2016 гг. и январь — декабрь 2017/2016 гг.

Марка

Декабрь

Январь — Декабрь

2017

2016

%

2017

2016

%

Lada

32 580

27 630

18

311 588

266 296

17

Hyundai

14 977

14 047

7

157 858

145 254

9

Renault*

14 555

13 762

6

136 682

117 225

17

KIA

13 211

13 193

0

181 947

149 567

22

Toyota*

10 885

10 417

4

94 238

94 568

0

VW

10 366

7589

37

89 469

74 221

21

Nissan*

8499

6942

22

76 000

70 464

8

ГАЗ ком. авт.*

6713

7517

–11

58 617

55 803

5

Škoda

6005

5016

20

62 302

55 386

12

Ford*

5705

4166

37

50 360

42 528

18

УАЗ*

4623

5909

–22

41 632

48 848

–15

Mitsubishi

3706

1273

191

24 325

16 769

45

Chevrolet

3475

3235

7

32 071

30 463

5

Mercedes-Benz

3153

2658

19

36 808

36 888

0

Mazda

3053

2294

33

25 910

21 543

20

Datsun

2854

2789

2

24 510

18 772

31

BMW

2791

2338

19

30 018

27 507

9

Lexus

2711

2509

8

23 693

24 117

–2

Lifan

2120

1820

16

16 964

17 460

–3

Ravon

2100

499

321

15 078

1811

733

Audi

1452

1646

–12

16 878

20 705

–18

Volvo

1077

648

66

7011

5585

26

VW ком. авт.

830

860

–3

6990

6400

9

Mercedes-Benz

801

1132

–29

6504

6328

3ком. авт.

Subaru

801

587

36

6080

5638

8

Land Rover

791

785

1

8883

9122

–3

Suzuki

786

319

146

5001

4520

11

Chery

609

289

111

5905

4758

24

Peugeot*

600

338

78

4931

3602

37

Porsche

594

657

–10

4578

4961

–8

Honda

533

309

72

2435

1747

39

Citroёn*

437

288

52

4377

3803

15

Infiniti

404

425

–5

4972

4517

10

FIAT*

268

224

20

2323

2159

8

Haval2

201

1894

DFM

197

64

208

913

1152

–21

Geely

193

251

–23

2234

4473

–50

Zotye

191

37

416

1088

301

261

Jaguar

157

279

–44

2173

2073

5

MINI

139

129

8

1580

1360

16

Changan

133

37

259

1411

540

161

Cadillac

124

153

–19

1365

1274

7

Genesis

107

14

664

1031

46

2141

Isuzu*

98

122

–20

736

617

19

Jeep

92

138

–33

1274

1269

0

smart

82

144

–43

934

696

34

Iveco*

82

43

91

469

518

–9

Foton*

72

17

324

534

75

612

FAW

44

56

–21

553

829

–33

Brilliance

26

20

30

219

863

–75

SsangYong

7

2

250

123

1141

–89

HTM3

2

99

Chrysler

1

2

–50

9

30

–70

Hyundai ком. авт.

0

33

69

72

–4

Alfa Romeo

0

0

0

100

Baw

14

91

171

–47

Acura

163

Daewoo

8574

Haima

114

Итого

166 013

145 665

14,0

1 595 737

1 425 786

11,9

Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.
Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.
1. Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
2. Продажи Haval представлены с января 2017 г.
3. Продажи HTM представлены с января 2017 г.
Источник: АЕБ