Новогодние хлопоты бухгалтера: праздник прошел — расходы остались

| статьи | печать

Новогодняя суета приносит бухгалтеру заботы, о которых он в течение года обычно и не задумывается. Действительно, когда еще нужно решать вопросы об учете стольких нетрадиционных затрат: украшение помещений, подарки, корпоративы, праздничные премии и т. п. Быстро и без ошибок разобраться с таким наплывом проблем поможет наша тема номера, посвященная налоговому учету праздничных мероприятий.

Праздничное настроение начинается с соответствующего оформления офисных помещений — гирлянды, шары, елки и прочие непременные атрибуты Нового года занимают свое законное место под потолком, на стенах, в холлах и фойе офисов.

Елки, шарики, гирлянды

Украшаем офис…

В некоторых компаниях инициатива по украшению офиса исходит от сотрудников. Они сами покупают (или приносят из дома) украшения и размещают их в офисе. Соответственно, вопросов об учете таких затрат у бухгалтера не возникает.

Но есть немало организаций, в которых считают, что создание новогодней атмосферы — задача работодателя. Поэтому они сами приобретают всю новогоднюю атрибутику и проводят такие расходы через бухгалтерию. К сожалению, финансисты и суды считают, что при налогообложении расходы на новогоднее оформление (украшение) офисных помещений не учитываются. Аргумент — такие затраты экономически необоснованны (письмо Минфина России от 20.12.2005 № 03-03-04/1/430, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.12.2010 № А70-6645/2009).

Однако, на наш взгляд, этот вывод справедлив лишь в отношении внутренних помещений, где находятся исключительно сотрудники компании и ни клиенты, ни контрагенты там не появляются (например, производственные помещения, цеха и т. п.). Соответственно, если в офисе компании есть, к примеру, переговорные комнаты, предназначенные в том числе для ведения переговоров с клиентами, то затраты на их новогоднее оформление уже нельзя признать экономически необоснованными. Равно как и расходы по приданию праздничной атмосферы холлам и фойе, в которых могут оказаться клиенты и контрагенты по пути в переговорную комнату. Ведь в этом случае подобные затраты уже можно экономически обосновать: новогоднее убранство свидетельствует о стабильности компании, формирует благоприятное представление о ней, что, несомненно, оказывает влияние на контрагентов, создавая положительный имидж организации и таким образом способствуя как минимум укреплению ее положения на рынке, а зачастую и увеличению объема продаж.

Аналогичный подход можно применить и при учете расходов на праздничное оформление, например, кабинета руководителя или приемной, в которой представители контрагентов могут ожидать получения тех или иных документов и т. п.

Особое внимание нужно уделить порядку учета данных затрат. Некоторые компании считают их рекламными расходами, но подобный подход может обернуться полным запретом на учет таких затрат. Показательным будет дело, рассмотренное ФАС Поволжского округа (постановление от 01.10.2009 № А55-1113/2009). Банк понес расходы на украшение касс, оперативного зала, рекламных щитов и стендов гирляндами и букетами в канун Нового года. Данные расходы были учтены как рекламные на том основании, что затраты были направлены на привлечение внимания клиентов банка. Доказательством служил результат проведенного анализа, согласно которому рекламная кампания позволила привлечь больше денежных средств населения во вклады.

Однако инспекция с доводами налогоплательщика не согласилась, и дело дошло до суда. Арбитры указали, что данные расходы не могут быть классифицированы как расходы на рекламу, так как не отвечают понятию, приведенному в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». И в результате расходы банка были признаны необоснованными и полностью исключены из налоговой базы.

Мы считаем, что правильнее учитывать затраты на украшение публичных пространств как прочие расходы, связанные с производством и реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такую позицию поддерживают суды (постановления ФАС Московского округа от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71, от 23.05.2011 № по делу № А40-51743/10-90-293).

…а также торговый зал и витрины

В отличие от офисных помещений украшение торговых залов, витрин и прилегающих к магазинам территорий уже нельзя назвать прихотью руководства — это стало своего рода корпоративным стандартом торговли. Более того, зачастую новогоднее оформление прилегающей территории, а также интерьеров магазинов и торговых центров носит обязательный характер в силу принятия соответствующих нормативных актов на региональном или местном уровне.

В такой ситуации также действуют правила п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым одним из основных критериев для принятия расходов в целях налогообложения прибыли является их направленность на получение дохода. А значит, для того чтобы безболезненно признать в налоговом учете расходы на праздничное оформление торгового зала, витрин и территории торговой точки, необходимо иметь доказательства того, что названные расходы напрямую связаны с увеличением прибыли компании. При этом саму необходимость новогодней подготовки магазина желательно зафиксировать в маркетинговой политике компании (особенно если украшение проводится не на основании местных нормативных актов).

Заметим, что точно так же смотрят на проблему и суды. Так, в уже упоминавшемся постановлении ФАС Московского округа от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71 суд указал, что праздничное оформление территории торгового комплекса (в том числе путем проведения электромонтажных работ) способствовало привлечению покупателей и активизации спроса. А значит, было направлено на увеличение дохода организации в период новогодних и рождественских праздников. Кроме того, суд принял во внимание письмо соответствующего органа власти субъекта РФ (комитета развития промышленной политики и торговли) о необходимости принятия мер по оформлению торгового комплекса к Новому году, а также письмо местного органа власти (отдела торговли и услуг администрации района) об участии компании в городском конкурсе на лучшее оформление рынков. Аналогичные выводы содержатся, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07. По нашему мнению, подобную аргументацию для обоснования правомерности учета расходов на оформление помещений, витрин и прилегающей территории могут использовать и организации общепита и сферы услуг.

Следует отметить, что в некоторых регионах местные власти принимают решения, согласно которым новогодняя подсветка витрин должна совпадать с режимом работы уличного освещения в городе. Аналогичные требования могут выдвигаться и к оформлению территорий предприятий. Например, в Сургуте был принят документ, согласно которому аэропорт и железнодорожный вокзал должны быть украшены иллюминацией. Соответственно, расходы на такое освещение являются обязательными для хозяйствующих субъектов и без проблем могут быть учтены при налогообложении (см. постановления ФАС Московского округа от 27.06.2011 № КА-А40/6029-11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 № А40-25182/08-129-71 и Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2008 № А40-25182/08-129-71).

Причем, на наш взгляд, данные затраты должны расцениваться как материальные на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды). А те компании, которые не боятся споров, по данному основанию вполне могут учесть и прочие (не являющиеся обязательными) затраты, понесенные на оформление торговых залов, витрин и прилегающей территории. Ведь, как уже говорилось, новогоднее оформление торговых точек, предприятий общепита и оказания услуг де-факто уже стало стандартом в РФ. А значит, эти расходы обоснованно можно считать материальными, то есть необходимыми для нормального ведения бизнеса в праздничные дни.

Новогодний корпоратив

Проведение праздничного корпоратива влечет самые разные затраты. Здесь и плата за аренду помещения, и стоимость банкетно-фуршетного или ресторанного обслуживания, включая стоимость блюд. Также обычно оплачиваются концертная программа, услуги ведущего, аниматоров, фотографа и др. В итоге сумма набегает немаленькая. Поэтому вполне понятно желание компании учесть такие расходы и тем самым снизить налоговую нагрузку.

Налог на прибыль

В статье 252 НК РФ сказано, что расходами признаются любые затраты, если они прямо не названы в ст. 270 НК РФ и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Доказать, что увеселительное праздничное мероприятие, проведенное для сотрудников компании, направлено на получение доходов организации, будет достаточно сложно. Более того, п. 29 ст. 270 НК РФ прямо запрещает учитывать в составе расходов оплату посещений работниками культурно-зрелищных мероприятий, приобретение товаров для их личного потребления, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Так что напрямую учесть затраты на корпоратив при налогообложении не получится (п. 29 и 49 ст. 270 НК РФ). Причем с этим согласны как контролирующие органы (письма Минфина России от 20.12.2005 № 03-03-04/1/430, от 11.09.2006 № 03-03-04/2/206, от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796 и от 13.07.2011 № 03-03-06/1/420), так и суды (постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007 № Ф03-А73/06-2/5053 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 18АП-11851/2014 по делу № А76-11084/2014).

Тем не менее некоторые затраты на корпоратив все же можно попробовать учесть при расчете налога. В ситуации, когда в новогоднем мероприятии участвуют не только работники компании, но и представители клиентов (контрагентов), часть затрат можно провести как представительские расходы (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2012 № Ф09-91 40/11). Напомним, что таковыми признаются расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других фирм, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места проведения мероприятия. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для названных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения переговоров и обратно, буфетное обслуживание (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Как видим, если корпоратив рассматривать как деловую встречу с партнерами, направленную на установление и (или) поддержание взаимного сотрудничества, то появляются основания для учета части расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 № А56-17976/2008).

К представительским расходам не относятся затраты на организацию развлечений и отдыха (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). А значит, нужно будет четко отделять «переговорные» расходы от «увеселительных». К примеру, затраты на выступление артистов включить в состав представительских точно не получится (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796). Также будут сложности с учетом расходов на аренду помещения, если там одновременно проходили и переговоры, и корпоратив, а размер зала при этом явно излишен для переговоров.

Подведем итог. Мы рекомендуем подходить к вопросу учета расходов на корпоратив в качестве представительских очень осторожно, оформляя каждую составляющую таких расходов соответствующим документом. Это может быть, к примеру, отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288). Также не стоит забывать, что представительские расходы являются нормируемыми: в течение отчетного (налогового) периода они могут быть включены в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов компании на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

НДС

Помимо сложностей с учетом расходов при налогообложении прибыли новогодний корпоратив может вызвать проблемы и с НДС. Например, возникают следующие вопросы. Признается ли проведение корпоратива безвозмездной реализацией услуг в пользу работников? И, соответственно, нужно ли начислять НДС в этом случае? Как быть с вычетом налога, предъявленного организаторами новогоднего мероприятия? Давайте разбираться.

По мнению Минфина России (письма от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6140 и от 13.12.2012 № 03-07-07/133), при приобретении компанией услуг по организации и проведению корпоративных мероприятий (включая аренду зала, концертную программу, банкетно-фуршетное обслуживание и т. п.), персонификация участников которых не осуществляется, объекта обложения НДС не возникает. При этом у компании отсутствует возможность принять к вычету «входной» НДС, предъявленный по данным услугам.

Вывод в части вычета налога не распространяется на часть расходов, которая была учтена в качестве представительских, так как в этом случае условия вычета, предусмотренные п. 7 ст. 171 и ст. 172 НК РФ, выполняются в полной мере. Правда, нужно помнить, что если организация нормирует расходы на проведение мероприятия в целях налогообложения, нормировать придется и вычет НДС (п. 7 ст. 171 НК РФ).

НДФЛ

Еще одна проблема, связанная с новогодним праздником в компании, — расчет НДФЛ. По общему правилу оплата (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания, отдыха, за физическое лицо влечет образование у последнего дохода в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Причем организация, проводящая корпоративное мероприятие, должна выполнить функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 НК РФ: исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. По мнению Минфина, для этих целей организация должна принять все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой каждым сотрудником (письма от 06.03.2013 № 03-04-06/6715 и от 30.01.2013 № 03-04-06/6-29).

Однако в большинстве случаев при проведении корпоративного праздничного мероприятия реальная возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, отсутствует. Соответственно дохода, подлежащего обложению НДФЛ при такой организации корпоратива, не возникает, на что также указывает Минфин России в вышеупомянутых письмах. Так что в большинстве случаев новогодний корпоратив каких-то дополнительных обязанностей в части НДФЛ не приносит.

Но бывают и исключения. К примеру, корпоратив может проводиться в другом городе. И если при этом работникам организации оплачиваются транспортные расходы (проезд) и проживание в месте проведения корпоративного праздника, то такие расходы признаются доходом в натуральной форме, который вполне можно персонифицировать. А значит, с таких доходов сотрудников удерживается НДФЛ (письмо Минфина России от 20.09.2013 № 03-04-06/39113).

Подарки сотрудникам и детям

Следующий непременный атрибут новогодних праздников — подарки. Презенты от Деда Мороза получают и сотрудники, и их дети. Налоговый учет сумм, потраченных на подобные поздравления, достаточно прост.

Налог на прибыль

Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются при исчислении налога на прибыль. А значит, затраты на приобретение и передачу подарков списать на расходы не получится (письма Минфина России от 24.04.2015 № 03-03-06/1/23695 и от 22.11.2012 № 03-04-06/6-329, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 № Ф04-3073/2009 (7299-А70-37), Северо-Западного округа от 14.08.2006 № А66-13791/2005 и Северо-Кавказского округа от 07.12.2006 № Ф08-6338/2006-2624А).

Причем в данном случае абсолютно не важно, кому был сделан подарок (работнику, бывшему работнику, его родственникам или его детям) и к какому мероприятию он приурочен — п. 16 ст. 270 НК РФ никаких исключений не содержит.

НДС

Поскольку подарок переходит в собственность его получателя, то возникает объект обложения НДС. Ведь согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на безвозмездной основе для целей НДС признается реализацией. Этот вывод подтверждают и Минфин России (письма от 22.01.2009 № 03-07-11/16 и от 10.04.2006 № 03-04-11/64), и судебные инстанции (постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1001/13, ФАС Центрального округа от 22.05.2013 № А14-10046/2012 и Восточно-Сибирского округа от 05.03.2008 № А19-14863/07-20-Ф02-728/08).

«Подарочная» налоговая база будет определяться как рыночная стоимость товаров, являющихся предметом подарка (п. 2 ст. 154 НК РФ). Поскольку большинство подарков — это покупные товары, то налог начисляется на их стоимость (без учета НДС). Так что организация — плательщик НДС в день передачи одаряемому неденежного подарка должна начислить на его стоимость НДС по ставке 18%.

Для отражения этих операций в книге продаж может потребоваться составление бухгалтерской справки-расчета или иного сводного документа, содержащего суммарные (сводные) данные по операциям. Счета-фактуры при вручении подарков физлицам составлять не нужно. В то же время Минфин России допускает составление счета-фактуры в рассматриваемой ситуации в одном экземпляре. При этом в таком счете-фактуре в строках 6 «Покупатель», 6а «Адрес», 6б «ИНН/КПП покупателя» проставляются прочерки (письмо Минфина России от 08.02.2016 № 03-07-09/6171).

«Входной» налог принимается к вычету на общих основаниях (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1001/13).

НДФЛ

Если подарок стоит более 4000 руб., то с суммы превышения нужно удержать НДФЛ во всех случаях без исключения (п. 28 ст. 217 НК РФ). Обратите внимание: если в течение года компания выдавала работнику и другие подарки, то нужно сложить их стоимость с учетом новогоднего подарка и в том случае, когда сумма даров превысила 4000 руб., с суммы превышения необходимо удержать налог.

Соответственно, если стоимость подарка (с учетом стоимости всех предыдущих) ниже 4000 руб., налог удерживать не нужно. Более того, в этом случае сведения о подарке не надо включать в отчетность налогового агента по НДФЛ (письма Минфина России от 08.05.2013 № 03-04-06/16327, от 05.09.2011 № 03-04-06/1-202 и от 07.02.2011 № 03-04-06/6-18).

Подарки контрагентам, клиентам и покупателям

Несколько особняком в части налогового учета стоят подарки, вручаемые контрагентам и потенциальным клиентам. С одной стороны, как уже говорилось, п. 16 ст. 270 НК РФ никаких исключений по кругу лиц — получателей безвозмездного имущества не делает. А значит, его действие распространяется и на подарки тем лицам, с которыми дарителя связывают бизнес-отношения. По мнению Минфина, стоимость подобных подарков контрагентам не учитывается в налоговой базе по налогу на прибыль (письма от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653 и от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Однако в тех случаях, когда подарки привлекают внимание покупателей и увеличивают выручку (к примеру, в торговых сетях или при оказании различных услуг), стоимость презента можно включить в налоговые расходы. Но в этом случае, скорее всего, придется обращаться в суд и доказывать связь расходов с доходами. Тем не менее подобные прецеденты имеются.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 23.01.2013 № А40-45035/12-116-94 поддержал компанию, которая учла при налогообложении затраты на приобретение конфет, которые были вручены в качестве новогодних подарков потенциальным клиентам. А в другом деле тот же суд признал правомерность учета расходов на подарки, на которые был нанесен логотип компании или ее наименование. Этот факт позволил суду признать вручение подарков контрагентам представительскими расходами (постановление от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10). Напомним, что представительские расходы нормируются, и учесть их могут только компании на общей системе налогообложения (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Шпаргалка для бухгалтера

Вид расхода

Налоговые последствия


Украшение офиса

Налог на прибыль

По мнению чиновников, данные расходы не учитываются.

У судов единой позиции нет

Украшение торгового зала и витрин

Налог на прибыль

Официальной позиции нет.

Суды признают расход обоснованным

Корпоратив

Налог на прибыль

Чиновники и суды считают, что данные расходы не учитываются


НДС

Чиновники считают, что налог не начисляется, а право на вычет ­отсутствует


НДФЛ

По мнению чиновников, если расход можно персонифицировать, то и налог нужно удержать

Подарки сотрудникам и их детям

Налог на прибыль

Чиновники и суды считают, что расход учесть нельзя


НДС

Чиновники и суды считают, что налог начисляется. При этом у компании есть право на вычет налога


НДФЛ

Если общая сумма подарков за год в отношении физического лица превысила 4000 руб., налог удерживается

Подарки партнерам и клиентам

Налог на прибыль

Чиновники считают, что данные расходы не учитываются. Суды допускают возможность учета таких затрат при расчете ­налога на прибыль