На странице 06 приведена таблица с налоговыми поправками, действующими с 2018 г. Большинство из них вступает в силу с 1 января, некоторые начнут применяться в более поздние сроки. Проанализируем подробнее основные изменения, актуальные для большинства читателей.
Налог на добавленную стоимость
Определение места реализации услуг в целях исчисления НДС
Изменения в п. 1 ст. 148 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ).
По общему правилу, оказание услуг, выполнение работ облагается НДС в случае, когда местом их реализации признается территория РФ. Порядок определения места реализации услуг (работ) прописан в ст.148 НК РФ.
Так, до 1 января 2018 г. местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, являлась территория РФ, если покупатель таких услуг работает на территории РФ.
С 1 января 2018 г. таких исключений стало больше.
Местом реализации услуг признается территория РФ при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства (абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Кроме того, уточнено место реализации услуг по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа — это территория РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (абз. 2 подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Отменена льгота в части операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов
Подпункт 25 п. 2 ст. 149 НК РФ признан утратившим силу (Закон № 335-ФЗ).
Начиная с 1 января 2018 г. продавец реализуемого лома и отходов черных и цветных металлов не исчисляет и не уплачивает НДС.
Оплату НДС со стоимости реализованного лома и отходов цветных и черных металлов осуществляет покупатель, который будет выполнять функции налогового агента (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
При реализации покупателем металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. В названных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
Компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».
Покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов признаются налоговыми агентами
Статья 161 НК РФ дополнена п. 8 (Закон № 335-ФЗ).
При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами — покупателями этих товаров (п. 8 ст. 161 НК РФ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Покупатели — налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.
Налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п. 1 ст. 169 НК РФ). Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Дополнен перечень операций, освобожденных от налогообложения
Федеральными законами от 18.07.2017 № 161-ФЗ (далее — Закон № 161-ФЗ) и от 14.11.2017 № 316-ФЗ (далее — Закон № 316-ФЗ) дополнен п. 2 ст. 149 НК РФ.
С 1 января 2018 г. освобождены от обложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Также будут освобождены от НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФР, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (подп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ). Речь идет о протезно-ортопедических изделиях, сырье и материалах для их изготовления и полуфабрикатов к ним.
С 1 января 2018 г. освобожден от налогообложения выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (подп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Когда раздельный учет обязателен, даже если доля не облагаемых НДС операций не превысит 5%
Законом от № 335-ФЗ введен п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
Ранее компания — получатель бюджетных средств могла не вести раздельный учет, если доля совокупных расходов на проведение не облагаемых НДС операций не превышала 5% от общей величины совокупных расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Начиная с 1 января 2018 г. независимо от совокупной доли расходов, налогоплательщики, которые получают субсидии и бюджетные инвестиции, обязаны организовать раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Если компания не ведет раздельный учет «входного» НДС, налоговики вправе отказать в возмещении всего заявленного в декларации НДС (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ, Определение ВС РФ от 21.06.2016 № 301-КГ16-7271).
«Входной» НДС по приобретениям только для не облагаемых НДС операций не принимается к вычету даже при соблюдении «правила 5%»
Законом № 335-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 170 НК РФ. По сути, внесенная поправка узаконивает ранее высказанную позицию Минфина России (письма от 05.10.2017 № 03-07-11/65098, от 02.10.2017 № 03-07-11/63926).
Ранее в Определении ВС РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 было отмечено, что НДС по товарам (работам, услугам), которые используются только в не облагаемой НДС деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5%.
Поэтому до 1 января 2018 г. рискованно было применять вычет (даже при соблюдении «правила 5%»), если приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права использовались только в необлагаемой НДС деятельности.
При приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций НДС не подлежит к вычету
Законом № 335-ФЗ подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ изложен в новой редакции. Напомним, что до 1 января 2018 г. налогоплательщик восстанавливал НДС только в случае получения бюджетной субсидии (включающей в себя сумму НДС) на возмещение затрат.
Теперь независимо от того, включает или нет субсидия сумму НДС, компания должна восстановить сумму налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Расширен перечень операций, облагаемых по ставке 0%
Изменений произошло несколько:
— Законом № 335-ФЗ п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 2.3-1;
— Федеральным законом от 27.11.2017 № 353-ФЗ (далее — Закон № 353-ФЗ) п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 4.2;
— Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ (далее — Закон № 350) изложены в новой редакции подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ.
К услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области, применяется нулевая ставка по НДС (подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Кроме того, нулевую ставку НДС можно применять (при условии представления в налоговую инспекции документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ) и в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта:
— ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
— ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ставку 0% в части транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими компаниями или ИП, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ) могут применить не только собственники или арендаторы подвижного состава (абз. 1 подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Изменению в части определения места реализации работ (услуг) корреспондируют изменения налоговой ставки. Так нулевая ставка может применяться в части реализации услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. 2.3-1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Компании могут отказаться от применения ставки 0%
Законом № 350-ФЗ ст. 164 НК РФ дополнена п. 7.
С 1 января 2018 г. компании-экспортеры вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС.
Для отказа компания должна представить заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого намерена не применять нулевую ставку НДС. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением (10 или 18%), должен составлять не менее 12 месяцев.
Налогоплательщик вправе не применять нулевую ставку НДС только в отношении всех осуществляемых экспортных операций.
Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров, работ, услуг (п. 7 ст. 164 НК РФ).
Однако компания не вправе отказаться от применения ставки 0% в случае реализации товаров в страны ЕАЭС. Ведь в этом случае действует специальное регулирование порядка исчисления и уплаты НДС. Особый порядок уплаты НДС установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).
Применение ставки 10% в отношении воздушных перевозок до 2020 г. Включительно
Федеральным законом от 06.04.2015 (в ред. от 27.11.2017) № 83-ФЗ продлено действие подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Применять ставку 10% НДС в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа можно будет до 2020 г. включительно (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение — услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Налог на прибыль
Введено правило зачета дебиторской и кредиторской задолженностей с разными сроками возникновения для расчета резерва по сомнительным долгам
Статья 266 НК РФ дополнена абз. 1 п. 1, п. 2 изложен в новой редакции (Закон № 335-ФЗ).
Напомним, что с 1 января 2017 г. абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ дополнен следующим предложением: при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
При этом правила такого зачета установлены не были.
Начиная с 1 января 2018 г. при наличии встречных задолженностей перед компанией с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей производится начиная с первой по времени возникновения.
Это означает, что если у компании имеется дебиторская задолженность контрагента со сроком возникновения 150 дней и 60 дней, то зачитывать кредиторскую задолженность того же контрагента для расчета резерва нужно начиная с более поздней задолженности, то есть сначала засчитывается долг со сроком в 150 дней (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).
Несмотря на то что в НК РФ ранее не были установлены такие правила, по мнению финансистов, в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения (письмо Минфина России от 20.04.2017 № 03-03-06/1/23835).
Таким образом, если в 2017 г. вопрос оставался спорным, то в 2018 г. компаниям придется учитывать «возраст» дебиторской задолженности.
Вместе с тем благоприятное изменение касается возможности учета в налоговых расходах долгов физического лица —банкрота, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Скорректирован перечень необлагаемых доходов
Здесь две поправки:
— Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ (далее — Закон № 286-ФЗ) внесены изменения в п. 1 ст. 251 НК РФ;
— Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ (далее — Закон № 166-ФЗ) п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен подп. 3.6.
До 1 января 2018 г. компании могли принимать от своих участников (независимо от доли в уставном капитале) имущество, деньги на пополнение чистых активов (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
C 1 января 2018 г. взнос учредителей на пополнение чистых активов исключен из перечня необлагаемых операций. Такое изменение связано с приведением НК РФ с нормами гражданского законодательства (ст. 66.1 ГК РФ).
Теперь освободить от налога на прибыль можно имущество, денежные средства, внесенные участниками компании как вклад в имущество (без увеличения уставного капитала).
С 1 января 2018 г. налог на прибыль не уплачивается в отношении доходов в виде невостребованных дивидендов и имущества, имущественных и неимущественных прав, полученных в качестве вклада в имущество организации (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В уставе компании должны быть утверждены правила, согласно которым участники будут вносить имущество и денежные средства (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 32.2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ).
С 1 января 2018 г. не подлежат налогообложению излишки в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (подп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Добавлены льготы для туристического бизнеса на Дальнем Востоке
Федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ ст. 284 НК РФ дополнена п. 1.11, введена ст. 284.6 НК РФ.
К налоговой базе, определяемой компаниями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), применяется налоговая ставка 0% (за налоговые периоды с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.) при соблюдении следующих условий:
1) местом нахождения компании является территория Дальневосточного федерального округа;
2) компания осуществляет деятельность, включенную в утвержденный Правительством РФ перечень видов туристско-рекреационной деятельности;
3) в течение всего налогового периода компании на праве собственности принадлежат гостиница и (или) иное средство размещения, которые поставлены на государственный кадастровый учет в Дальневосточном федеральном округе;
4) компания в течение всего налогового периода не применяет пониженных ставок по налогу на прибыль (п. 1—1.10 ст. 284 НК РФ);
5) компания не совершает в налоговом периоде операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами;
6) компания не имеет обособленных подразделений, не входящих в Дальневосточный федеральный округ;
7) за налоговый период доходы компании от осуществления туристско-рекреационной деятельности, включенной в перечень, составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы (без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных п. 11 ст. 250 НК РФ).
Если компания нарушит хотя бы одно из условий либо не представит в установленные сроки сведения (п. 4 ст. 284.6 НК РФ), то применяется общеустановленная налоговая ставка. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).
Изменения в части применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации
Подпункт 4 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ изложены в новой редакции (Закон № 286-ФЗ).
При начислении амортизации в отношении зданий, имеющих высокую энергетическую эффективность, повышающий коэффициент 2 не применяется (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
Введение инвестиционного вычета при приобретении и модернизации основных средств
Законом № 335-ФЗ введена ст. 286.1 НК РФ.
С 1 января 2018 г. компания имеет право уменьшить суммы налога (авансового платежа) на инвестиционный налоговый вычет в порядке, предусмотренном ст. 286.1 НК РФ.
Инвестиционный налоговый вычет применяется к основным средствам, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
Обозначим порядок применения инвестиционного вычета, суть которого заключается в уменьшении доходов на расходы, связанные с покупкой или модернизацией основных средств третьей — седьмой амортизационной группы.
В части регионального бюджета инвестиционный вычет текущего налогового (отчетного) периода не может составлять более 90% суммы расходов текущего периода на покупку, доработку, модернизацию, техническое перевооружение основных средств. Инвестиционный вычет не предоставляется на расходы по ликвидации основных средств (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).
Размер инвестиционного налогового вычета не может быть более предельной величины.
Предельная величина инвестиционного вычета равна разнице между расчетной суммой налога, зачисляемой в региональный бюджет по обычной ставке, и суммой налога по ставке 5% (если иной размер ставки не определен региональными властями).
В части федерального бюджета инвестиционный вычет текущего налогового (отчетного) периода не может составлять более 10% суммы расходов текущего периода на покупку, доработку, модернизацию, техническое перевооружение основных средств.
При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Инвестиционный налоговый вычет применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость объекта основных средств (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
То есть основные средства третьей — седьмой амортизационной группы должны быть введены в эксплуатацию либо изменена их первоначальная стоимость после 1 января 2018 г.
Для того чтобы норма заработала, региональные власти должны принять закон, в котором вправе установить:
— право на применение инвестиционного вычета;
— размеры инвестиционного вычета;
— категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) вычет;
— категории объектов основных средств, в отношении которых предоставляется (не предоставляется) вычет.
Компании, которые воспользуются вычетом, уже не вправе учитывать в расходах амортизацию по таким объектам (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Применение вычета должно отражаться в учетной политике для целей налогообложения. Вычет должен распространяться на все объекты основных средств (нельзя применять выборочно), а использование (отказ от использования) права на применение вычета допускается с начала очередного налогового периода.
При этом компания вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта РФ.
Законом определены категории налогоплательщиков, которые не вправе применять инвестиционный налоговый вычет. Например, организации — резиденты особых экономических зон, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 11 ст. 286.1 НК РФ).
В том случае, если компания решить продать основное средство, в отношении которого применен вычет, до истечения срока его полезного использования, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней (п. 12 ст. 286.1 НК РФ).
Отметим, что и сейчас ряд субъектов РФ создают благоприятные условия для привлечения новых инвесторов и для реализации инвестиционных проектов.
Так, Закон Челябинской области от 23.06.2011 № 154-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» устанавливает пониженную ставку налога для компаний:
— созданных после 1 января 2011 г. и осуществивших капитальные вложения производственного назначения на территории Челябинской области в размере не менее 8 млн руб. Показатель снижения ставки налога рассчитывается в зависимости от стоимости капитальных вложений, осуществленных в налоговом периоде. Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5%;
— реализующих, начиная с 2011 г. приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 млн руб. — на пять последовательных налоговых периодов.
Законом г. Санкт-Петербурга от 14.07.95 № 81-11 «О налоговых льготах» предусмотрено право на применение пониженной ставки, если компанией осуществлены вложения на сумму от 800 млн руб. и более. Для того чтобы воспользоваться «местной» льготой, плательщики должны предоставить в администрацию города ряд документов и впоследствии формировать специальные отчеты (перечень капитальных вложений, расчет экономического эффекта от использования инвестиционных проектов и пр.).
Пополнен перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения
Федеральным законом от 18.07.2017 № 169-ФЗ внесены изменения в ст. 264 НК РФ.
Прежде всего, компании могут в большем размере учесть расходы на подготовку и переподготовку персонала (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). С 1 января 2018 г. можно учесть расходы на обучение работников по сетевой форме обучение.
Сетевая форма дает возможность освоения работниками образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных и иных организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
К расходам на обучение также относятся расходы компании, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, в частности расходы на содержание помещений и оборудования компании, используемых для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года (п. 3 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, компаниям будет выгодно обучать (осуществлять переподготовку) своих работников. Введенная норма будет работать до 2022 г.
Изменен порядок расчета расходов на НИОКР
Законом № 166-ФЗ в ст. 262 НК РФ внесены изменения.
С 2018 г. компании в большем размере могут включать расходы на НИОКР.
В фактические расходы на научные разработки помимо расходов, потраченных на разработку, включаются и страховые взносы (подп. 2 п. 2 ст.262 НК РФ).
При этом компании по-прежнему будут использовать коэффициент 1,5 к фактическим расходам на научные разработки.
В фактических затратах можно учесть покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, образцы (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ).
Компании, осуществляющие расходы на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, представляют в налоговую инспекцию отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ).
Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ). Отчет представляется в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ).
Страховые взносы
Сохранение действующих страховых тарифов и льгот
Тарифы по страховым взносам не изменятся до 2020 г. включительно и составят (Федеральные законы от 07.06.2017 № 114-ФЗ, от 27.11.2017 № 361-ФЗ):
— на обязательное пенсионное страхование — 22%;
— на социальное страхование — 2,9%;
— на обязательное медицинское страхование — 5,1%.
По-прежнему IT-компании могут продолжать использовать льготный тариф по страховым взносам (на пенсионное страхование — 8%, на медицинское страхование — 4%, на социальное страхование — 2%). Компании, применяющие УСН, также могут применять пониженные тарифы, если осуществляют определенные виды деятельности согласно ОКВЭД.
Введен новый порядок исчисления страховых взносов для ИП
Пункт 1 ст. 430 НК РФ изложен в новой редакции (Закон № 335-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в следующем порядке:
— если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 г., 29 354 руб. за расчетный период 2019 г., 32 448 руб. за расчетный период 2020 г.;
— если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 г. (29 354 руб. за расчетный период 2019 г., 32 448 руб. за расчетный период 2020 г.) плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование установлены в фиксированном размере 5840 руб. за расчетный период 2018 г., 6884 руб. за расчетный период 2019 г. и 8426 руб. за расчетный период 2020 г. (п. 1 ст. 430 НК РФ).
Таким образом, в 2018 г. у ИП величина фиксированного взноса в ПФР и ФФОМС составит 32 385 руб. (26 545 руб. + 5840 руб.) плюс 1% с суммы превышения дохода 300 000 руб.
Увеличены предельные величины баз по страховым взносам
Постановлением Правительства от 15.11.2017 № 1378 на 2018 г. установлены новые лимиты баз по страховым взносам:
— на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 руб. С суммы превышения компания будет платить взносы за работника по тарифу 10%;
— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 815 000 руб.
Изменена облагаемая база в части выплат физлицу, связанных с результатами интеллектуальной деятельности
Законом № 335-ФЗ внесены изменения в ст. 420, 421, 422 НК РФ.
В обновленной редакции подп. 3 п. 1 ст. 420 НК РФ уточнен перечень договоров, выплаты по которым облагаются страховыми взносами:
— договоры об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (подп. 1—12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ);
— издательские лицензионные договоры;
— лицензионные договоры о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности (подп. 1—12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).
НДФЛ
Сокращены случаи расчета НДФЛ в части экономии на процентах
Федеральным законом от 27.11.2017 № 333-ФЗ (далее — Закон № 333-ФЗ) внесены изменения в подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ.
До 1 января 2018 г. НДФЛ с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование физическим лицом заемными (кредитными) средствами, рассчитывался в отношении всех займов физическому лицу, если заемный процент ниже 2/3 ставки ЦБ РФ.
Начиная с 1 января 2018 г. материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, признается доходом физического лица, только когда заемные (кредитные) средства получены:
— от взаимозависимой компании или ИП;
— от компании или ИП, с которой физическое лицо состоит в трудовых отношениях (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ).
Расширен перечень операций, освобожденных от уплаты НДФЛ
Изменения два:
— Федеральным законом от 27.11.2017 № 352-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 71;
— Федеральным законом от 03.04.2017 № 58-ФЗ (далее — Закон № 58) внесены изменения в п. 17 ст. 217 НК РФ.
Участники программы реновации в Москве не уплачивают НДФЛ. НДФЛ не уплачивается в отношении компенсации, которую получает застройщик в случае банкротства компании (п. 71 ст. 217 НК РФ).
Освобождены от обложения НДФЛ доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 г. (п. 17 ст. 217 НК РФ).
Изменен порядок налогообложения выигрыша в лотерею
Федеральным законом от 27.11.2017 № 354-ФЗ дополнена ст. 217 НК РФ и п. 1 ст. 228 НК РФ изложен в новой редакции.
С выигрыша в лотерею до 4000 руб. НДФЛ не уплачивается (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Если выигрыш составит от 4000 до 15 000 руб., НДФЛ уплачивается физическим лицом.
Если выигрыш составил свыше 15 000 руб., НДФЛ исчисляют и удерживают налоговые агенты — компании, выплачивающие физическим лицам выигрыш (подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ).
Установлен новый порядок расчета с доходов по облигациям российских компаний
Законом № 58-ФЗ внесены изменения в ст. 214.2 НК РФ.
В отношении доходов в виде процента (купона), получаемого физическим лицом по обращающимся облигациям российских компаний, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г., налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
Налог на имущество
Остаточная стоимость движимого имущества третьей — десятой амортизационных групп, принятого к учету после 1 января 2013 г. Облагается в общем порядке
Законом № 335-ФЗ внесены изменения в ст. 381.1 НК РФ.
С 1 января 2018 г. налоговые льготы в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, и движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.
На уровне региональных властей может быть снижена ставка в отношении движимого имущества третьей — десятой амортизационных групп.
Напомним, что по объектам основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, компания может применить льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Начиная с 2018 г. в перечень льгот, которые должны быть предусмотрены региональным законодательством, добавлена льгота по объектам с высокой энергетической эффективностью. Если субъект РФ не установил такую льготу, то компания не вправе (даже при наличии у компании полного пакета подтверждающих документов) воспользоваться ею (ст. 381.1 НК РФ).
Законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).
В случае если региональные власти примут закон задним числом, компания вправе пересчитать налог на имущество (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Если такой закон субъектом не принят, то налоговые ставки в отношении указанного имущества, не освобожденного от налогообложения, не могут превышать 1,1%.
Прописаны правила для ситуаций, если кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в середине года
Законом № 286-ФЗ п. 12 ст. 378.2 НК РФ дополнен подп. 2.1.
Уточнены особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговые новации касаются недвижимого имущества иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность через постоянное представительство в РФ (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ) и жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Если кадастровая стоимость по таким объектам установлена в середине года, то налог на имущество и авансы рассчитывают исходя из новой стоимости. Новую стоимость можно узнать из кадастровой выписки либо из сведений в ЕГРН (подп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письмо ФНС России от 03.10.2017 № БС-4-21/19836@).
Земельный налог
Прописаны правила в случае изменения вида разрешенного использования, площади земельного участка (Законом № 335-ФЗ введен п.7.1 ст.396 НК РФ.)
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 ст. 396 НК РФ (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). То есть коэффициент определяется в зависимости от того, до 15-го или после 15-го числа соответствующего месяца внесено изменение в ЕГРН.
Транспортный налог
Законом от № 335-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 362 НК РФ: снижен повышающий коэффициент для расчета транспортного налога на дорогие автомобили.
Напомним, что Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен повышающими коэффициентами в отношении дорогостоящих автомобилей.
С 1 января изменились повышающие коэффициенты (см. табл.) в отношении автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет (абз. 4 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Таблица. Старые и новые повышающие коэффициенты
Наименование показателя |
Стоимость автомобиля от 3 млн до 5 млн руб. включительно |
||
---|---|---|---|
Количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля |
Не более 1 года |
От 1 до 2 лет |
От 2 до 3 лет |
Повышающий коэффициент до 2018 г. |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
Повышающий коэффициент с 2018 г. |
Не применяются |
Не применяются |
1,1 |
Изменения для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы
Увеличился предельный размер дохода для перехода на УСН. С 1 января 2018 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев 2017 г. не превысил 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Такие изменения в НК РФ были внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Увеличились коэффициенты-дефляторы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579).
Для ЕНВД коэффициент-дефлятор в 2018 г. составляет 1,868 (в 2017 г. был 1,798).
На УСН коэффициент составляет 1,481. Однако он не индексируется (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 и абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Коэффициент-дефлятор для предпринимателей на патенте вырос с 1,425 до 1,481.
Ставка торгового сбора проиндексирована в 2018 г. на 1,285.
Курортный сбор
С 1 мая 2018 г. вводится курортный сбор (Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ).
Курортный сбор будет действовать на территориях Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края в рамках эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. Цель эксперимента — сохранение, восстановление и развитие курортов, формирование единого туристского пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.
Курортный сбор введен для отдыхающих россиян и иностранцев. Плательщиками сбора являются физические лица, находящиеся в объектах размещения более 24 часов (в том числе и командированные работники).
Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание, а также жилое помещение в здании, предназначенном для оказания гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания, и (или) в которых фактически оказываются такие услуги. Это, например, гостиницы, санатории, базы отдыха.
Размер сбора устанавливается региональными властями. Однако его величина не может превышать 50 руб. в сутки в 2018 г. Эксперимент продлится до 31 декабря 2022 г.