При формировании учетной политики на 2018 г. нужно не забыть о новациях, внесенных приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н1 в ПБУ 1/2008, регламентирующее правила формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета. Поправки обусловлены требованиями ч. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете и Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 гг., утвержденной приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
Новшества актуальны в первую очередь для тех организаций, у которых есть дочерние общества, для тех, кто составляет отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а также для тех, кто отступает от установленных правил.
Есть и новшества, которые затрагивают все компании.
Так, дополнения включены в абз. 7 п. 6 ПБУ 1/2008. В соответствии с его новой редакцией учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).
В абзаце 2 п. 18 слова «положениями по бухгалтерскому учету» заменены на «федеральные стандарты бухгалтерского учета» (далее — ФСБУ).
Приведем основные изменения.
Способы ведения бухучета
Для холдинговых компаний
ПБУ 1/2008 дополнено новым п. 5.1. Он гласит, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. Но если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.
Для тех, кто применяет МСФО
В новой редакции изложен п. 7 ПБУ 1/2008. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.
Согласно новому п. 20.1 ПБУ 1/2008 организация, формирующая учетную политику в соответствии с абз. 2 п. 7 данного ПБУ, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного ФСБУ, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование МСФО и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного ФСБУ.
Для всех
ПБУ 1/2008 также дополнено новыми п. 7.1, 7.2, 7.3, 7.4. Приведем их положения.
Согласно п. 7.1 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) МСФО;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
В новой редакции изложен п. 17 ПБУ 1/2008. Согласно ему организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
Для тех, кто использует упрощенные способы ведения бухучета
Руководствуясь п. 7.2 ПБУ 1/2008, организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в ФСБУ соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
Когда можно отступить от правил
Пункт 7.3 ПБУ 1/2008 позволяет организации в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п. 7 и 7.1 данного ПБУ приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:
а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;
г) информация об отступлении от правил, установленных п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с данным ПБУ.
Руководствуясь новым п. 20.2 ПБУ 1/2008, организация, применившая при формировании учетной политики п. 7.3 данного ПБУ, должна раскрыть:
— наименование ФСБУ, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
— обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
— содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
— значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.
Когда можно руководствоваться требованием рациональности
Пункт 7.4 гласит, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008).
Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера этой информации.
Оформление учетной политики
Согласно обновленному п. 8 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации. Новое здесь — стандарты организации.
Изменения в учетной политике и их раскрытие в отчетности
Поправки затронули п. 10 ПБУ 1/2008, регулирующий порядок изменения учетной политики организации. Одним из оснований для ее изменения является разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета — абз. 3 п. 10. Согласно новой редакции этого абзаца применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета.
В абзаце 2 п. 15 слова «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период» заменены на «и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату». Теперь упомянутое положение сформулировано следующим образом. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Обновлен также п. 23 ПБУ 1/2008, он гласит, что если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.
Изменения произошли и в п. 24 ПБУ 1/2008. Теперь он звучит так: «Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика».
Пункт 25 ПБУ 1/2008, который ранее гласил, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации, утратил силу.
1 Данный приказ применяется с 6 августа 2017 г.