Минфин России разработал законопроект, в котором предлагает предоставить российским экспортерам и импортерам дополнительные возможности для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков получения штрафа за обстоятельства, на которые резиденты не в силах повлиять.
В рамках наметившегося в последнее время тренда на послабление валютного регулирования, который имеет своей целью возврат капиталов в страну, Минфин России подготовил законопроект «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части либерализации мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации)» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/01-18/00077698).
В настоящее время согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена в ст 15.25 КоАП РФ:
-
если юрлицо-резидент нарушило сроки зачисления поступивших по репатриации средств, ему грозит административный штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки;
-
если на момент проверки средства не зачислены вовсе, штраф вырастает — от 3/4 до полной суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Таким образом, как констатируют разработчики проекта, сегодня российские компании — экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет. А такие нарушения во многих случаях становятся возможными ввиду недобросовестных действий контрагентов-нерезидентов, на которые резидент-экспортер повлиять чаще всего не может. В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на незначительные просрочки, представлять допсоглашения в уполномоченные банки для учета.
В этой связи в законопроекте предлагается предоставить российским экспортерам возможность урегулировать проблемы с иностранными контрагентам и без рисков получения штрафа за обстоятельства, на которые экспортеры-резиденты не в силах повлиять.
Также законопроектом предлагается значительное снижение штрафов за незачисление денежных средств, предусмотренных внешнеторговым договором, на счета в уполномоченных банках, а также за незачисление денежных средств, уплаченных нерезидентам за непоставленные товары, невыполненные работы или неоказанные услуги.
Так, законопроект предусматривает:
-
установление 30-дневного периода, в течение которого не наступает административная ответственность за невыполнение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств по этим договорам (контрактам);
-
установление размера штрафа на юридических лиц — резидентов в размере от 1/3 до 1/2 суммы денежных средств, не зачисленных на счета резидентов в уполномоченных банках, вместо действующей в настоящее время санкции;
-
установление 30-дневного периода, в течение которого не наступает административная ответственность за невыполнение резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по обеспечению получения на счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством РФ предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством РФ.
Аналогичные послабления предлагается установить и в отношении российских импортеров.
До 2 февраля 2018 г. проект проходит публичное обсуждение.