Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила разъяснения, в которых говорится, что налоговая составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива в России составляет около 65%. Похоже, что меняется позиция ведомства по причинам перманентного роста цен на топливо в стране.
Антимонопольная служба отмечает в своем сообщении, что изменения в Налоговый кодекс, которые были разработаны Минфином, ведут к увеличению ставок акцизов с 1 января на бензин класса 5 на 6,4%, на дизельное топливо всех классов — на 8,4%, а с 1 июля — на 6 и 7,7% соответственно. В 2019 и 2020 гг. акцизы вырастут еще на 3,4—3,6% каждый год. Кроме того, ФАС говорит о том, что за последние три года (2015—2017 гг.) вырос налог на добычу полезных ископаемых (с 1 января 2015 г. — на 55,4%, с 1 января 2016 г. — на 11,8, с 1 января 2017 г. — на 7,2%. Аналогичное повышение произошло и в 2018 г.).
Налоговая составляющая, конечно, неоспорима. Любопытно то, какие еще факторы, кроме роста налогов, ФАС полагает влияющими на цены. Это сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, профилактика и плановые ремонты российских НПЗ, динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых компаний, а также наличие (недостаток) свободных емкостей для создания резервов.
Еще недавно глава ФАС Игорь Артемьев говорил про рост цен несколько иначе, отмечая, что существенная часть территории России поделена между вертикально интегрированными компаниями, которые производят и продают топливо (выжимая с рынка независимых продавцов), то есть конкуренция у нас не является достаточно эффективным механизмом регулирования ценообразования.
Теперь, судя по новому сообщению ФАС, эти проблемы остались в прошлом. Служба указывает, что стоимость топлива формируется на основе рыночного механизма. А сама ФАС принимает меры антимонопольного реагирования. Так, с 2008 по 2016 г. было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов, а также три волны дел по фактам нарушения законодательства на оптовом рынке. Пять крупнейших нефтяных компаний заплатили штраф в 20,7 млрд руб.
К сведению
В 2017 г. рост цен на бензин почти в три раза превысил темпы инфляции — бензин подорожал на 7,3% при инфляции 2,5%. В 2016 г. цена бензина выросла на 3,8% при инфляции в 5,4%.