Доходы федерального бюджета за январь — декабрь прошлого года равнялись 15 089 465 млн руб., что на 2,5% выше уровня, предусмотренного соответствующим федеральным законом. Расходы, наоборот, оказались ниже запланированного уровня на 1,8% и составили 16 425 836 млн руб. В результате дефицит бюджета получился почти в два раза меньше показателя 2016 г. В то же время государственный долг России вырос на 1 146 780 млн руб., или примерно на 18,8%.
Объем поступивших доходов федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина, в ушедшем году составил 1 5 89 465 млн руб., или 102,5% к общему размеру поступлений бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.».
В разрезе федеральных органов исполнительной власти — администраторов доходов бюджета, на которые приходятся максимальные объемы поступлений, ситуация выглядит следующим образом.
Больше всего средств в государственную казну внесла Федеральная налоговая служба — 9161743,3 млн руб., что составило 102,6% к ее прогнозным показателям на 2017 г.
Федеральная таможенная служба обеспечила поступления в размере 4575686,2 млн руб., или 102,8% к ее запланированным показателям.
Оставшуюся сумму — 1 352 35,6 млн руб. — бюджет получил от других федеральных органов (101,3% к их прогнозным показателям в главном финансовом плане страны на 2017 г.).
На 60% доходы бюджета были обеспечены ненефтегазовыми сборами (9,118 трлн руб.), на 40% — нефтегазовыми поступлениями (5,972 трлн руб.). Правда, в состав ненефтегазовых доходов, согласно методике Минфина, входят налоги на прибыль и НДС добывающих компаний, а к нефтегазовым поступлениям относятся лишь пошлины и НДПИ на нефть и газ. Так что реальное распределение доходов бюджета между этими двумя секторами экономики выглядит несколько иначе.
Порядка 900 млрд руб. федеральный бюджет получил в результате выросших котировок нефти Urals, средняя цена на которую в ушедшем году составила 53,03 долл. за баррель (для сравнения: в 2016 г. она равнялась 41,9 долл.).
Исполнение расходов бюджета в январе — декабре прошлого года составило 16 425 836,5 млн руб., или 98,2% к общему объему расходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.».
В результате показатель дефицита бюджета-2017 равняется 1 336 371,4 млн руб., или 1,4% ВВП, что более чем в два раза меньше уровня, предусмотренного главным финансовым планом страны.
В наступившем году Россия прощается со своей «финансовой подушкой» — Резервным фондом. По состоянию на 1 января 2018 г. на его счетах сформировались нулевые остатки, и согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» с 1 февраля нынешнего года Резервный фонд прекратит свое существование.
Внутренний госдолг России за прошлый год вырос на 1 146 780 млн руб., то есть примерно на 18,8%. К началу 2017 г. общая сумма внутреннего госдолга составляла 7247 млрд руб.
Основные показатели исполнения федерального бюджета на 2017 г., млн руб.
Статьи |
Показатели |
---|---|
Объем поступивших доходов |
15089465,1 |
Исполнение расходов |
16425836,5 |
Дефицит |
1336371,4 |
Источник: Минфин России |