Краткое изложение редакцией в прошлом номере «ЭЖ» данных Росстата о потребительских настроениях россиян в IV квартале 2017 г. сегодня продолжает обстоятельный анализ ученых Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Тревожные наблюдения эксперты ЦКИ заключают оптимистичным прогнозом, вынесенным в заголовок данного материала.
В исследовании ЦКИ говорится, что постепенное улучшение совокупных потребительских настроений российского населения наблюдалось непрерывно в течение двух последних лет. За этот период значение рассчитываемого Росстатом индекса потребительской уверенности (ИПУ) увеличилось на 19 п.п. — индикатор прошел путь от локального минимума –30% в I квартале 2016 г. до –11% в III квартале прошедшего года. Однако в IV квартале 2017 г. позитивный тренд затормозился, и ИПУ повторил значение предыдущего квартала.
Данный результат остается лучшим за последние 13 кварталов, но, отмечают эксперты ЦКИ, отрицательное значение индикатора по-прежнему свидетельствует о преобладании пессимизма в настроениях потребителей.
Распределение ИПУ в зависимости от возраста респондентов выявило негативную тенденцию. Впервые за последние два года усилился пессимизм в наиболее активной с экономической, социальной и электоральной точки зрения группе населения от 30 до 49 лет. Значение ИПУ в этой категории снизилось относительно предыдущего квартала на 2 п.п., одновременно улучшилось на 3 п.п. значение аналогичного индикатора в старшей группе населения (от 50 лет). В результате ИПУ в этих двух группах населения практически сравнялись, составив –11 и –12% соответственно. Такая ситуация, замечают авторы исследования, не совсем обычна — ранее она наблюдалась только в моменты экономических кризисов, в 2009 и 2015 гг.
Молодежь (от 16 до 29 лет) традиционно осталась самой оптимистичной стратой населения, однако позитивная тенденция улучшения настроений в этой возрастной группе затормозилась в конце 2017 г., и ИПУ сохранил значение предыдущего квартала (–6%).
Анализ распределения мнений респондентов относительно их личного материального положения, условий для крупных покупок и сбережений, а также ожидаемой в 2018 г. инфляции позволил экспертам ЦКИ более детально изучить эти аспекты формирования потребительской уверенности, в значительной степени определяющие состояние платежеспособного спроса на товары и услуги со стороны населения.
Крайне малое число участников опроса (менее 1%) давали в IV квартале 2017 г. определенно позитивные оценки указанных показателей («очень хорошее» материальное положение, «очень благоприятная» ситуация). Невелика была и доля тех, кто придерживался умеренно позитивного мнения (7—10%). В большинстве случаев наблюдались нейтральные настроения: две трети респондентов оценивали свое материальное положение как «среднее», 42 и 35% считали, что в сложившихся условиях для крупных покупок и формирования сбережений плюсов и минусов одинаково. Часто выявлялись также умеренно негативные мнения о «плохом» материальном положении (23%) и «скорее неблагоприятных» условиях для крупных покупок и формирования сбережений (30 и 34% соответственно). Определенно негативного мнения о личном финансовом положении придерживались лишь 2% участников опроса, однако подобные оценки условий для крупных покупок и сбережений («совсем неблагоприятные») встречались намного чаще — в 17 и 20% ответов соответственно.
Иную картину авторам исследования дает анализ распределения потребительских ожиданий относительно изменения цен в течение следующих 12 месяцев. Здесь респонденты были единодушны — подорожания товаров и услуг опасались более 85% из них, лишь 12% надеялись на стабильность цен и чуть более 1% — на их снижение.
Изменение распределений ответов за последний год отражает положительные сдвиги в оценках личного материального положения и условий для совершения крупных покупок в виде небольшого увеличения доли «хороших» и «благоприятных» опций и снижения доли «плохих» и «неблагоприятных». Инфляционные ожидания также претерпели позитивную коррекцию — удельный вес мнений о значительном росте цен в ближайшем будущем сократился в пользу мнений о незначительном подорожании и отсутствии изменений.
Однако, несмотря на некоторое улучшение отношения населения к вышеприведенным аспектам потребительской уверенности, результаты опроса свидетельствуют аналитикам ЦКИ, что в 2017 г. четверть населения страны была не удовлетворена своим материальным положением. Доходы около половины домашних хозяйств обеспечивали им лишь базовый уровень потребления, исключая возможность сберегать деньги или приобретать дорогостоящие товары. При этом более 85% потребителей считали рост цен на товары и услуги наиболее вероятным сценарием развития ситуации в 2018 г.
Комментируя итоги IV квартала 2017 г., директор ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович говорит: «Видимо, основными причинами торможения потребительской активности стали продолжающееся уже более трех лет снижение реальных располагаемых денежных доходов населения и неуверенность домашних хозяйств в оценке собственной текущей и ожидаемой социально-экономической ситуации, а также перспектив развития экономики в целом».
Среди результатов последнего опроса беспокойство ученого вызывает и тот факт, что стабильность индикатора в конце 2017 г. обеспечивалась улучшением экономических настроений людей пенсионного и близкого к таковому возраста — лишь это смогло нейтрализовать рост пессимизма людей среднего возраста.
«Нельзя не порадоваться за старшее поколение, однако именно респонденты от 30 до 49 лет оценочно составляют ядро среднего класса, — подчеркивает Г. Остапкович. — Они вносят наибольший вклад в развитие экономики страны, представляя собой самую инновационную и производительную часть населения, активно влияя на формирование экономических трендов, социальную и электоральную ситуацию в стране».
Главе ЦКИ очевидно, что дальнейший стабильный подъем уверенности потребителей невозможен без роста их реальных денежных доходов, однако в 2017 г. восстановление экономики страны не повлекло за собой социального восстановления. Рост экономики в первую очередь должен трансформироваться в благополучие населения, сокращать уровень неравенства в доходах и богатстве, а также способствовать сокращению бедности. «Эти три индикатора являются основными при оценке благосостояния любой страны, даже, пожалуй, важнее, чем показатели динамики ВВП», — считает ученый.
«Вместе с тем, учитывая предстоящие выборы Президента РФ, заявленные с начала 2018 г. демографические и другие социальные выплаты, рост заработных плат, относительную стабилизацию экономики, можно почти с уверенностью предположить, что уже в ближайшее время мы увидим перелом тренда по доходам населения с негативного на позитивный», — внушает оптимизм Г. Остапкович.
Однако, замечает он, для выхода ИПУ в зону высокой потребительской активности, характерной для периода 2006 — середины 2008 гг., может понадобиться значительное время.