В динамичном и нестабильном внешнем окружении, как показывает опыт некоторых российских компаний, отработанные подходы и инструменты управления уже не позволяют овладеть ситуацией и достигать поставленных целей1. В западных компаниях, согласно некоторым исследованиям, действующие методы помогают лишь определить стратегию, а реализовать ее удается наполовину. При этом каждая организация находит свои подходы и методы, однако результаты их применения краткосрочны и имеют свои пределы при стремлении только к достижению финансовых целей. С такими целями сложно адаптироваться к внешней и внутренней среде без разрушительных для нее последствий. Одних методов, инструментов и новых технологий недостаточно. Необходимо формировать систему корпоративного управления, соответствующую новым условиям и организациям будущего с учетом перспективы развития, считает Андрей Иванов, директор по развитию группы компаний MAXI BY MEDIA, бизнес-тренер, член-корреспондент Международной Академии менеджмента.
При построении современных систем корпоративного управления организациями в определении их целей и задач не могут не учитываться масштабность глобальных изменений, их нарастающие скорость и динамика. На мой взгляд, время требует нового управленческого подхода к решению задач корпоративного управления и прежде всего в целеполагании, определении целей и выборе средств достижения целей.
Управленческие знания должны соответствовать духу времени
Сегодня есть ряд объективных причин, не позволяющих современным российским организациям выстраивать эффективное корпоративное управление:
-
очень сложно осуществлять стратегическое планирование, поскольку внешняя среда меняется настолько стремительно, что в большинстве случаев от ранее заявленных стратегий приходится отходить уже на начальном этапе развития;
-
отныне нельзя при корпоративном планировании не учитывать геополитические изменения в мире как фактор, оказывающий непосредственное влияние на деятельность организации. Пример тому — санкции, принятые против России, оказывающие прямое влияние на российский бизнес (к счастью, не столько отрицательное, а сколько положительное);
-
особую роль начинает играть эффективное государственно-частное партнерство. Должны быть строго определены отрасли или области приоритетной поддержки государством корпоративных инициатив для обеспечения эффективной рыночной саморегуляции предпринимательской инициативы. Это означает, что предприниматели получают возможность быстро определять те области экономики и ее сектора, где их участие максимально выгодно на данном этапе и одновременно с этим обеспечивает им четкое следование в русле содействия приоритетным направлениям государственного экономического развития. Без этого будет трудно реализовать многие корпоративные цели в условиях повышенной рыночной турбулентности;
-
уровень реальной нравственности и своекорыстных интересов многих представителей современного бизнес-сообщества указывает на определенные трудности в установлении эффективного диалога между государством и субъектами хозяйствования, что в итоге часто приводит к постановке взаимоисключающих корпоративных целей бизнеса и целей социально-экономического развития государства;
-
постановка корпоративных целей и задач требует наличия достаточно хорошо подготовленного управленческого корпуса. Управленческие знания должны иметь концептуальную (методологическую) основу и соответствовать духу времени.
Поясню. Бизнес — деятельность нового времени, в ее основе должна лежать не прибыль, а четкая концепция, показывающая направление социального развития, которому бизнес служит. А методология должна обеспечивать набор средств, способов и методов достижения целей, применение которых допустимо с учетом избранной концепции. В пределе концепции всего две: первая — либерально-буржуазная, вторая — социально ориентированная.
Мы все в единой экосистеме: бизнес, госпредприятия, чиновники, народ
Анализ объективных причин, оказывающих деструктивное влияние на российские организации, указывает на необходимость формирования новой системы взаимоотношений, или новой культуры, как:
-
внутри организаций (в корпоративной системе руководитель — подчиненный), так и
-
вне организации (в системах организация — потребитель и организация — государственность).
Для обеспечения эффективного корпоративного целеполагания речь должна идти о понимании государства как единого и целостного суперконцерна, на достижение целей которого работают все ее составляющие, включая любую частную инициативу.
Есть только одни интересы — интересы общества, людей, а бизнес-структуры или госпредприятия — это всего лишь механизмы обеспечения этих интересов. Отсюда возникает ключевая задача необходимости комплексного и долгосрочного государственного планирования с четким представлением приоритетов целей развития.
Речь идет о том, что корпоративные балансы и общегосударственные должны делаться взаимовложенными, то есть работать на одни цели и дополнять друг друга. Конечно, система госуправления должна гибко учитывать такой подход в своей системе работы. Главное понимание — мы в единой экосистеме все: бизнес, госпредприятия, чиновники, народ.
Основываясь на данном векторе целей государственности, планирующей структуре необходимо обеспечить максимальную идентичность целей развития государственности и всех субъектов хозяйствования с учетом установленных приоритетов, иначе весь хозяйствующий комплекс страны так и будет находиться в состоянии рака, лебедя и щуки.
Учитывая все вышеизложенное, можно рекомендовать российским организациям в области целеполагания следующее:
-
перейти в формат многовариантного стратегического планирования с предусмотренными возможностями перехода от более предпочтительных вариантов развития к менее предпочтительным, и наоборот. Критерий выбора предпочтения — уровень жизни всех граждан, а не только «псевдоэлиты»;
-
осуществить обязательную переподготовку (либо повышение квалификации) всего управленческого корпуса корпоративных и государственных структур путем обучения управленцев всех уровней полной функции управления, позволяющей наиболее гибко и эффективно обеспечивать управление и координацию в условиях быстрых изменений внешней среды;
-
активнее участвовать в прямом диалоге с местными и региональными органами власти с целью выявления наиболее актуальных областей взаимовыгодного сотрудничества;
-
предусмотреть создание в системе корпоративного управления информационно-аналитических служб. В их задачу будет входить широкий спектр вопросов в области:
-
анализа развития отраслей;
-
изменений мировой конъюнктуры;
-
прогностики расширения и уменьшения рынков;
-
оценки перспектив развития организации с учетом ее перспективных возможностей и др.
Все это позволит наиболее полно представлять набор факторов, требующих учета при целеполагании в корпоративном управлении.
При постановке целей и принятии решений необходимо учитывать множество новых факторов
Российский бизнес сегодня в подавляющем большинстве, по моему мнению, переживает этап затяжной морально-психологической стагнации и поиска ответа на вечный вопрос «Что делать?». В то же время решения, которые ищут на бизнес-форумах российские бизнесмены для выхода из кризиса, не выходят за рамки новых либеральных притязаний к действующей власти с целью дальнейшего послабления делового климата или условий ведения бизнеса.
Очевидно, что бизнес-сообщество зашло в мировоззренческий тупик. Хотя небольшая часть представителей российского бизнеса говорит о том, что решения по преодолению текущего кризиса — резкое падение оборотов, демотивация персонала, текучесть кадров, наличие и растущий объем неликвидов на складе (продукция не нужна) и т.д. — невозможно найти:
-
во-первых, обособляясь от проблем государственности в целом;
-
во-вторых, осуществляя поиск исключительно на уровне экономики.
Объективные закономерности, оказывающие непосредственное влияние на поиск и выработку управленческих решений при реализации бизнес-проектов и вообще на жизнь всего человеческого сообщества, были представлены в одной из работ2 и приведены на рис. 1.
Объективные закономерности включают:
-
общебиосферные — взаимодействие с природной средой;
-
видовые — человек разумный;
-
ноосферно-религиозные — нравственно-этические;
-
социокультурные — культура и ее воздействия на человека, общество и природу;
-
экономические и их последствия для хозяйственной системы как таковой и для общества;
-
управленческие — во всех процессах управления и самоуправления.
Отсюда напрашивается вывод о том, что целевое корпоративное планирование и последующая постановка конкретных задач должны отныне учитывать множество новых факторов, на которые еще вчера российский бизнес не обращал никакого внимания. Это факторы биосферного, мировоззренческого, идеологического, ноосферно-религиозного, социокультурного, психологического и экономического характера. Именно от полноты оценки их влияния в каждом конкретном случае будет зависеть успешность реализации концепции развития как любого бизнес-проекта, так и отдельной страны, и всей человеческой цивилизации.
Модель, представленная на рис. 1 построена по принципу матрешки и описывает по сути универсальный и надежный механизм адаптации и развития согласно закону единства противоположностей. Данный принцип реализуется и на уровне предприятия, подобная условная схема приведена на рис. 2.
Например, на одной гродненской овощной фабрике, которая работает над созданием новой системы управления, ее руководитель делает ставку на создание открытой, доверительной, но в то же время требовательной среды. В контекст определения целей он старается заложить оценку внешних событий не только в его отрасли, а гораздо шире. Он воспитывает чувство патриотизма у сотрудников и, начиная именно от высоких смыслов деятельности, а не только коммерческих интересов, старается осуществлять управление.
За три года он смог перевести фабрику из отстающего предприятия в признанного в регионе крепкого середняка и продолжает его развивать.
От менеджмента к полной функции управления
Классический западный менеджмент, которым все еще пичкают умы наших управленцев, с этим не справится, поскольку данный масштаб управления в теории менеджмента в принципе не рассматривается.
Полная функция управления включает:
1. Выявление фактора среды.
2. Формирование стереотипа распознавания фактора на будущее.
3. Определение частного вектора целей в отношении выявленного фактора и включение его в общий вектор целей организации.
4. Разработка концепции управления.
5. Формирование управляющей структуры.
6. Координация и контроль.
7. Ликвидация управляющей структуры.
Функции менеджмента состоят в планировании, организации, распоряжении, координации, контроле.
В заключение можно сделать следующий вывод. Ключевой задачей преодоления объективного кризиса менеджмента (управления) должно стать не умелое освоение новинок из области информационных технологий и их повсеместное навязывание под модным словом «цифровизация», а методологическая, психологическая и мировоззренческая подготовка нового управленческого корпуса страны.
Дело в том, что цифровизация не меняет нравственность и культуру общества, то есть не служит фактическому преображению или модернизации социальной среды. Оцифрованное общество успешно «закрепляет» свои пороки, а мировоззренческая подготовка прежде развивает культуру человека, расширяет его сознание, формирует его новый человечный образ.
«Четыре мира» в рабочей среде
Исследование
Под влиянием глобальных изменений и тенденций меняться будут не только компании, но и формироваться будущее мира труда.
Чтобы лучше понять этот мир, эксперты PwC совместно с университетами различных стран провели совместное исследование3 и предложили на основе выявленных мегатенденций четыре сценария развития рабочей среды, «четыре мира», которые могут стать отправной точкой для создания собственных прогнозов и позволят быть готовыми к будущему.
Представим суть этих сценариев.
Инновации во главе угла: красный мир
В этом мире, в котором действует немного правил, сформировался динамичный рынок узкоспециализированных специалистов и предпринимателей, конкурирующих за внимание отдельных потребителей и их влиятельных групп.
Здесь главное — гибкость и быстрота реакции.
А что с сотрудниками?
В цене — специализация, карьера строится благодаря совокупности имеющихся навыков, опыта и контактов, а не в соответствии с требованиями работодателя или компании. Организации с небольшим количеством ценных сотрудников — новая норма, для получения прибыли они делают ставку на технологии, производственно-сбытовую цепь и интеллектуальную собственность, в противовес трудоемким процессам и физическим активам. Коммерческая ценность обучения становится решающей; конкретные навыки и опыт считаются более ценными, чем университетская степень.
Сотрудники понимают, что наиболее востребованные навыки означают более высокое вознаграждение, а собственность на результаты интеллектуальной деятельности и свобода действия так же важны, как и финансовое поощрение.
Царство корпораций: синий мир
В этом мире на сцену выходят крупные корпорации, а во главе угла — выбор потребителя.
Карьера в корпорации определяет материальное положение и социальный статус, но рынок рабочей силы ограничен.
Сотрудники в синем мире живут в условиях неослабевающего давления. Штатные сотрудники — контрактники с узкоспециальной квалификацией получают хорошее вознаграждение, но лишь до тех пор, пока их навыки соответствуют требованиям рынка.
Цена за эту заботу — полный контроль над сотрудниками. Компании неустанно отслеживают и измеряют их местонахождение, производительность, состояние здоровья и благосостояние, и используют эту информацию для прогнозирования производительности, а главное — рисков, связанных с рабочей средой.
Корпоративная забота: зеленый мир
Здесь мощный импульс получает общественное сознание. Работники и потребители демонстрируют лояльность тем организациям, которые придерживаются высоких моральных стандартов поведения в отношении сотрудников и всего остального мира.
Автоматизация и технологии — важные элементы зеленого мира, так как они помогают сохранять истощающиеся ресурсы и сократить ущерб, наносимый окружающей среде.
Но вопрос о роли человека в зеленом мире остается животрепещущим. Технология позволяет решать этические и экологические проблемы. Но какой ценой для человека?
Сотрудники работают в дружественной, почти семейной обстановке, по гибкому графику и задействованы в социально значимых проектах, они разделяют высокие этические принципы компаний, строго придерживаясь стандартов. Их деятельность оценивается по целому ряду показателей и не только в профессиональном плане.
Человек — главная ценность: желтый мир
Социально ориентированное
предпринимательство и ремесленники становятся центром бурно развивающегося рынка, где господствуют сильные этические и моральные принципы.
Технологии помогли рынку труда желтого мира бурно развиваться, снижая барьеры для выхода новых участников, обеспечивая им легкий доступ к публичному капиталу и на международный рынок. Это решение позволяет мелким предпринимателям конкурировать в тех областях, которые ранее были доступны исключительно крупным игрокам.
Но в этом и заключается основной конфликт: люди неохотно принимают развивающиеся технологии и автоматику, субъекты желтой рабочей среды чувствительны и безапелляционны в отношении недостатков автоматизации.
Недовольство растет с распространением технологий, многие квалификационные навыки выходят из употребления, протест вызывает политика благоприятствования зарождающейся технологической элите.
Желтый мир отлично подходит для создания новых гильдий рабочих в целях защиты, поддержки и объединения независимых работников.
1 «Реальный план в быстроменяющихся условиях», «ЭЖ», 2017, № 49, с. 18–19; «Бюджетирование сдерживает рост компании: как преодолеть данную тенденцию», «ЭЖ», 2018, № 1, с. 20–21.
2 «Достаточно общая теория управления». ВП СССР. Издательство «Концептуал», 2016 г.
3 «Будущее рынка труда. Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году», PwC, 2018.