Готовится новая форма декларации по ЕНВД
На едином портале правовой информации проходит общественное обсуждение проект приказа ФНС России об утверждении формы и формата декларации по ЕНВД и порядка ее заполнения.
С 1 января 2018 г. индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе уменьшить сумму единого налога на расходы по приобретению ККТ, передающей фискальные данные в налоговый орган, в размере не более 18 000 руб. на каждый экземпляр (п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ). Поскольку действующая форма декларации по ЕНВД не приспособлена для отражения таких расходов, потребовалось утверждение новой формы декларации.
Сумма расходов по приобретению ККТ, уменьшающая единый налог, будет показываться в новой строке 040 раздела 3 декларации. Также в декларации появится новый раздел 4 «Расчет суммы расходов по приобретению ККТ, уменьшающей сумму ЕНВД за налоговый период». В нем нужно будет приводить: наименование ККТ (строка 010), ее заводской номер (строка 020), регистрационный номер, присвоенный налоговым органом (строка 030), дату регистрации ККТ в налоговом органе (строка 040), сумму расходов по приобретению экземпляра ККТ (строка 050).
В новой форме незначительно изменится титульный лист. Из него исключена строка для указания кода ОКВЭД. Остальные разделы останутся прежними.
Предполагаемый срок вступления в силу приказа — апрель 2018 г.
Изменения в формах бухгалтерской отчетности
Минфин России подготовил проект поправок в приказ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Причиной внесения поправок является приведение приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — приказ № 66н) в соответствие с положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете).
Так, в действующей редакции приказа № 66н отчет о целевом использовании средств включен в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (подп. «в» п. 2 приказа № 66н). Однако из ст. 14 Закона о бухучете следует, что этот отчет не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Отчет о целевом использовании средств вместе с приложениями к нему входит в состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций. С целью устранения данного противоречия подп. «в» п. 2 приказа № 66н утратит силу.
В приказе № 66н появится новый п. 2.1, согласно которому некоммерческие организации могут в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств обособленно приводить показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах), движении денежных средств.
Форма отчета о целевом использовании средств вынесена в отдельное приложение 2.1. Единственное изменение в ней — добавление в табличной части перед графой «Наименование показателя» новой графы «Пояснения». Напомним, что в соответствии с п. 4 приказа № 66н пояснениями считаются любые приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, которые не указаны в п. 2 приказа № 66н (в нем значатся отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств). В новой графе нужно будет отражать номер пояснения к соответствующему показателю формы отчета о целевом использовании средств.
Кроме того, в приказ № 66н вводится п. 8, согласно которому организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы, утвержденные настоящим приказом, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.
Планируемый срок вступления поправок в силу — июль 2018 г.
НДФЛ с выплат, когда спор решен мирным путем
В письме от 11.01.2018 № 03-04-06/462 Минфин России рассказал, что делать организации, которая осуществляет выплату физическому лицу по мировому соглашению, в котором сумма НДФЛ не определена.
Финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Организация на основании утвержденного судом мирового соглашения обязуется выплатить физическому лицу компенсацию. Судом не определена сумма, которую необходимо удержать в качестве НДФЛ и перечислить в бюджет. Поскольку мировое соглашение представляет собой соглашение сторон и к нему помимо процессуальных норм подлежат применению нормы гражданского законодательства о договорах, компанию интересовало, обязана ли она удержать НДФЛ с суммы компенсации на основании мирового соглашения и нужно ли ей представлять справку 2-НДФЛ о невозможности удержания налога.
Специалисты финансового ведомства указали, что организации, от которых гражданин получил доходы, подлежащие налогообложению, должны выполнять обязанности налоговых агентов по НДФЛ, предусмотренные ст. 226 НК РФ. Особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате дохода по решению суда Налоговым кодексом не установлено.
Финансисты отметили, что должнику-организации гражданским процессуальным законодательством предоставлено право на стадии рассмотрения дела обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований законодательства РФ о налогах и сборах. Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию, организация — налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ с выплачиваемого дохода. В такой ситуации налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, сообщить гражданину и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Стимулы к заключению мировых соглашений
Пленум Верховного суда РФ подготовил к внесению в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».
В настоящее время согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ при заключении мирового соглашения до принятия решения судом истцу возвращается 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.
Предлагается установить градацию процентов от суммы возвращаемой государственной пошлины в зависимости от того, на какой стадии судебного процесса заключено мировое соглашение (истец отказался от иска или ответчик признал иск). Если это произошло до принятия решения судом первой инстанции, истцу вернут 70% суммы уплаченной им государственной пошлины. Если мировое соглашение заключено на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — возвращается 50%, а если на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции или пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30%.
Также из подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ планируется исключить положение, согласно которому уплаченная государственная пошлина не возвращается при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным судом РФ, судом общей юрисдикции.
Когда налоговики могут сказать «нет»
ФНС России в решении от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@ объяснила, в каком случае налоговики могут отказать в разъяснениях налогового законодательства.
Статьей 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков бесплатно получать от налоговых органов по месту своего учета информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Для налоговых органов соответствующая данному праву обязанность установлена подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Исходя из этих положений Налогового кодекса, ФНС России пришла к выводу, что на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах только налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений. В случае обращения в налоговые органы за разъяснениями по вопросам налогообложения деятельности, не связанной с основной деятельностью лица как налогоплательщика, а также по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, налоговые органы не обязаны предоставлять информацию такому лицу.
Технический сбой в работе ККТ
Минфин России в письме от 28.12.2017 № 03-01-15/88042 рассказал, какие действия следует предпринять компании, если произошел сбой в работе ККТ, передающей фискальные данные в налоговый орган.
При работе ККТ могут происходить технические сбои, не позволяющие передавать фискальные данные налоговикам. Один из таких массовых сбоев произошел 20 декабря 2017 г. и был вызван ошибкой в программном обеспечении.
Специалисты финансового ведомства указали, что в подобных ситуациях отсутствует вина компании в невозможности использования ККТ при осуществлении расчетов. Поэтому пользователи ККТ к административной ответственности за неиспользование кассовой техники не привлекаются.
После восстановления работоспособности ККТ пользователи на основании п. 4 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.
Отметим, что аналогичные разъяснения давали и налоговики в письме от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867.