В постановлении от 16.01.2018 № А20-279/2017 АС Северо-Кавказского округа признал правомерным вычет НДС со стоимости дорогостоящей иномарки, которую купил индивидуальный предприниматель. Суд отклонил довод налоговиков о том, что вычет предпринимателю не положен, так как его бизнес приносил лишь убытки.
Налоговики провели камеральную проверку декларации предпринимателя по НДС. По ее результатам бизнесмену был доначислен НДС, а также начислены пени и штраф. Причиной для санкций послужил следующий факт.
ИП приобрел автомобиль TОYOTA CAMRY стоимостью 1 704 000 руб., в том числе НДС. Налог на основании счета-фактуры бизнесмен принял к вычету, так как автомобиль был куплен для использования в деятельности ИП.
Однако налоговики решили, что такие действия предпринимателя неправомерны. Аргумент — деятельность бизнесмена носила убыточный характер (сумма убытка за год, в котором была куплена машина, составила более 4 млн руб.). Кроме того, у предпринимателя на момент приобретения иномарки уже были другие транспортные средства, по одному из которых он зачел сумму «входного» НДС. По мнению налоговиков, вся эта информация свидетельствует о получении бизнесменом необоснованной налоговой выгоды в виде вычета по НДС.
ИП не согласился с позицией налогового органа и обратился за защитой своих интересов в суд. И как оказалось, не зря. Арбитры встали на его сторону и отменили доначисления, а также штрафные санкции.
Арбитры указали, что предприниматель представил все необходимые документы, говорящие о реальности сделки (договор купли-продажи автомобиля, счет-фактуру, товарную накладную, акт приема-передачи транспортного средства, платежное поручение). Документы оформлены надлежащим образом и подтверждают факт приобретения автомобиля и принятия его на учет, а также факт уплаты НДС поставщику.
Кроме того, индивидуальный предприниматель представил суду путевые листы и журнал учета путевых листов, из которых следует, что транспортное средство использовалось для производственных нужд, в том числе для командировок в целях проведения переговоров и заключения контрактов.
Исследовав материалы дела, арбитры пришли к выводу, что у предпринимателя были правовые основания для заявления в декларации по НДС соответствующего вычета. Таким образом, факт наличия у бизнесмена убытка не влияет на право получения вычета по НДС.
Анализ арбитражной практики показывает, что налоговые органы достаточно часто снимают вычет НДС со стоимости дорогостоящих автомобилей. Так, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2016 № А69-445/2016 был рассмотрен аналогичный спор. Налоговики решили, что у компании нет права на вычет «входного» НДС по дорогой машине, так как непонятно, в какой деятельности организация собиралась использовать транспортное средство.
Однако суд не поддержал проверяющих. Арбитры указали, что все условия для принятия к вычету НДС были выполнены. Кроме того, факт непредставления доказательств дальнейшего использования приобретенного имущества в облагаемой НДС деятельности сам по себе не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, а равно и об отсутствии у него намерений использования автомобиля для производственных нужд.