Уже 1 июля текущего года система судов общей юрисдикции может претерпеть значительные изменения — на эту дату намечено вступление в силу федерального конституционного закона, проект которого, подготовленный Верховным судом РФ, внесен в нижнюю палату парламента.
Поправки в федеральные конституционные законы от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» были разработаны еще к июлю 2017 г., но внесены в Госдуму только на прошлой неделе. Они предполагают реформирование системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции по образу и подобию системы арбитражных судов.
Сегодня апелляционные и кассационные инстанции в системе судов общей юрисдикции, как правило, являются структурными подразделениями тех же судов, в которых дела рассматриваются в нижестоящих инстанциях. ВС РФ пришел к выводу, что такая модель не обеспечивает независимости и самостоятельности судебных инстанций при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Проектом предусматривается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов общей юрисдикции, причем деятельность этих инстанций не должна осуществляться в одном и том же субъекте. Более того, округа не будут совпадать с административно-территориальным делением РФ.
Предполагается, что кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные же суды общей юрисдикции должны будут рассматривать дела в качестве судов апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции планируют передать часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке региональных судов, а также часть функций Верховного суда РФ.
Изменения, как предполагает ВС РФ, позволят усовершенствовать иерархию построения судебной системы, оптимизировать судебную нагрузку, оградить судебные инстанции от влияния региональных властей.