Еще 5 млрд руб. к 75 млрд, предусмотренным Законом о федеральном бюджете на 2018 г. и на последующие два года (от 05.12.2017 № 362-ФЗ), будет выделено на развитие муниципальных образований с богатым историческим прошлым.
Намерение добавить 5 млрд руб. к уже заложенным в бюджет на текущий год и два последующих озвучил глава государства на Форуме малых городов и исторических поселений, прошедшем 17 января в подмосковной Коломне. Но прежде прозвучали просьбы участников форума — руководителей муниципальных образований. Их предложения будут учтены при формировании перечня президентских поручений по итогам состоявшейся дискуссии.
Возможен ли реестр муниципалитетов с богатым историческим прошлым?
Руководители муниципальных образований не особо верят в анонсируемые много лет подвижки в бюджетном и налоговом законодательстве в пользу местного самоуправления, а потому просят президента страны установить особый статус для малых городов и сельских поселений с историческим наследием. Так, глава администрации города Азова Ростовской области Владимир Расщупкин считает, что исторические поселения надо вывести в отдельную категорию по аналогии с моногородами, наукоградами. И такой статус должен давать преференции для саморазвития муниципальных территорий.
Глава администрации города Старицы Тверской области Светлана Калиткина назвала исторические города и поселения национальным и культурным стержнем России. И чтобы исключить исчезновение таких территорий с географической карты, необходимы дополнительные и специальные меры поддержки муниципальных образований. В частности, для сохранения исторического облика малых городов и поселений нужно разработать доступную целевую программу, потому что большинство объектов городской среды в исторических поселениях находятся в посадах и археологических зонах, окружены зданиями, строениями, являющимися памятниками историко-культурного наследия и требующими проведения реставрационных работ.
Порой доходит до абсурда. Местная власть не может ни дерево посадить, ни столб электрический поставить, ни дорожный знак установить без согласования с инстанциями федерального центра. Мало того, зачастую стоимость археологических изысканий превышает стоимость строительства объекта недвижимости.
В городе Ельце Липецкой области, к примеру, восемь объектов архитектурно-исторического наследия федерального значения и около трех сотен — регионального и муниципального уровней. Однако надлежащего финансирования по их сохранению из федерального и регионального бюджетов нет, утверждает глава городского округа Сергей Панов и просит содействия по передаче в муниципальную собственность федеральной исторической ценности — здания табачно-махорочной фабрики купца Заусайлова, поскольку оно разрушается.
На вопрос президента: «Вы готовы принять это без денег?» С. Панов ответил: «Совершенно верно. Мы либо государственно-частное партнерство предложим инвестору (там же есть охранный паспорт), но мы его сохраним как объект показа, именно как историческое, культурное наследие».
Настала очередь министра культуры России Владимира Мединского отвечать на вопросы.
Виртуальный список Министерства культуры
Глава федерального ведомства сходу пояснил: «Это не объект Министерства культуры. Это объект Росимущества. То, что федерального значения, значит, что у него просто усложненная система охраны, и все, больше ничего».
Такой ответ не удовлетворил главу государства: «Сергея Алексеевича не интересует — чье это, за кем числится. Это федеральная собственность. О чем он говорит? Он говорит: отдайте нам, мы тогда займемся им».
Далее выяснилось, что у Министерства культуры существует виртуальный список городов и поселений с историческим наследием. По словам министра, в РСФСР тоже был список, «который ни к чему не вел вообще». Впоследствии «совместным приказом Минкультуры, Минстроя и кого-то еще список был сокращен до 41, потом расширен до 44 с включением туда Севастополя и еще ряда городов». По словам В. Мединского, и этот список «ни к чему не ведет и не дает никаких ни обязательств, ни преференций». Тем не менее в его ведомстве перед форумом в Коломне «прикинули, сколько может быть в стране исторических поселений, так чтобы не девальвировать это высокое звание». Получилось меньше 100.
В этой прикидке нет старинного города Углича на великой русской реке Волге. Более того, нет Углича и в «Золотом кольце России», куда он первоначально входил. А летом все равно круизные многопалубные лайнеры швартуются здесь.
Вновь отвечал министр культуры: «Мы туда зачислили восемь старых советских городов. Углича в этом списке нет. И теперь будем один новый город по критериям добавлять каждый год. Конкурс — десять городов на место. Пусть стараются. То есть там целая система: комиссия, отбор, сколько город вкладывает в благоустройство, какие частные инвестиции, чтобы люди хотели попасть. Как мы хотим попасть в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, так пусть борются и города».
Между тем жители Углича по собственной инициативе и на свои деньги зажгли в своем городе Вечный огонь, а вокруг него уложили 1000 кв. м новой плитки, разбили роскошные клумбы, посадили новые деревья, установили лавочки. Теперь горожане намерены благоустроить вторую очередь «Парка Победы». По словам главы Углича Светланы Ставицкой, в январе от жителей города поступило в десять раз больше заявок на проекты инициативного бюджетирования, чем за весь прошлый год. И в благоустройстве участвуют сами горожане, но уже через 11 местных ТОСов.
По словам В. Мединского, запускается проект «Серебряное ожерелье» у Санкт-Петербурга. В списке уже Выборг, Старая Ладога. «Это будут очень престижные туристические города», — заверил министр.
В уникальных городах живут уникальные люди
На самом деле в стране от 300 до 400 населенных пунктов, которые обладают значимым для всей России историко-культурным наследием, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, убежденный в том, что в уникальных городах живут уникальные люди с активной гражданской позицией, преданные своей малой родине. Однако, несмотря на свое исключительное значение, исторические поселения располагают такими же ограниченными финансовыми и иными ресурсами, как и обычные муниципальные образования, отметил сенатор.
Затем член Совета Федерации указал на ярко выраженную межведомственную рознь. Так, по проектам комфортной среды в населенных пунктах деньги регионам и муниципалитетам выделяет Министерство строительства и ЖКХ, на развитие народных художественных промыслов — Министерство промышленности и торговли. Министерство культуры обозначило границы охранных зон и режим ограничения, а механизмами развития территорий занимается Министерство экономического развития РФ.
Главы муниципалитетов говорили также о необходимости перераспределения налога на доходы физических лиц (НДФЛ). И дипломатично заметили, что «коллеги, отвечающие за сбалансированность бюджетной системы, сегодня пока не готовы, наверное, к таким смелым решениям». Тем не менее они настаивают на том, чтобы вернуться к рассмотрению этого вопроса.
Требуют решения также вопросы по тарифам на электрическую энергию. Глава Кореновского городского поселения Краснодарского края Евгений Пергун посетовал, что орган местного самоуправления за освещение городских улиц платит как обычное юридическое лицо, то есть как коммерческая структура. На это в местном бюджете закладывается десятая часть расходов. «Но мы же не осуществляем коммерческую деятельность, а исполняем свои полномочия», — продолжал Е. Пергун. Иной раз, признался он, вынужденно «договариваемся с людьми, что фонарь установит администрация, но счетчик будет индивидуальный».
Еще он указал на то, что ввод льгот на земельные участки в размере шести соток под индивидуальное жилищное строительство — это выпадающие доходы местных бюджетов. По его мнению, логично пересмотреть бюджетную политику, чтобы компенсировать эти выпадающие доходы.
Относительно перераспределения НДФЛ президент отметил, что «это серьезный, конкретный совершенно разговор», и пообещал вернуться к этому вопросу еще раз. По поводу тарифов он заметил, что они не могут быть бросовыми и не должны быть «задранными до небес».