По оперативным данным, в 2017 г. российские рыбопромышленники добыли почти 4,8 млн тонн — на 2% больше, чем в 2016 г. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, это был лучший период за четверть века. Второй год подряд отрасль бьет рекорды. Вместе с выловом растет и объем производства соответствующей продукции, однако на стоимости, а следовательно, и доступности для россиян рыбных деликатесов это никак не сказывается. По данным Росстата за 2017 г., среди продуктов питания наиболее существенно подорожали рыба и морепродукты.
По состоянию на 31 декабря 2017 г., по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, общий вылов российскими рыбопромышленниками составил 4,774 млн тонн (с учетом добычи в пресноводных водных объектах — 113,4 тыс. тонн), что выше уровня 2016 г. на 2%, или на 92,3 тыс. тонн. При этом уточненный показатель общего вылова будет еще выше, так как данные по освоению пресноводных представлены не за полный год — по итогам ожидается прибавка еще в 30—40 тыс. тонн (до 150 тыс. тонн).
Вместе с выловом растет и объем производства рыбной продукции. По предварительным данным Росстата, за 2017 г. производство рыбной продукции составило 4,152 млн тонн, что на 2,5% больше уровня 2016 г. Увеличился выпуск ракообразных мороженых — на 15,6%, до 63,4 тыс. тонн; рыбы сушеной — на 45%, до 6,3 тыс. тонн; икры лососевых рыб — на 3,4%, до 13,7 тыс. тонн.
Несмотря на увеличение выпуска охлажденного рыбного филе и прочего мяса рыб (включая фарш) — на 27,6%, до 30,2 тыс. тонн; мороженой сельди — на 18,2%, до 457,5 тыс. тонн; рыбы мороженой — на 2,6%, до 3051,7 тыс. тонн, доступнее для россиян морские деликатесы не становятся.
Пути к высокому качеству и адекватной цене для конечного потребителя Росрыболовство, Минпромторг России и представители топовых торговых сетей искали совместно на отраслевой сессии в рамках деловой программы выставки «Дни Дальнего Востока в Москве», которая проходила в «Экспоцентре» в конце прошлого года. Тогда рыболовное ведомство предложило крупнейшим ретейлерам включиться в проект продвижения отечественной рыбной продукции «Русская рыба».
Как сообщил П. Савчук, около 3,5 млн тонн, или 70%, вылова, традиционно приходятся на Дальневосточный бассейн. Совокупно внутренний рынок потребляет 1,6 млн тонн в продуктовом весе, из них 600—650 тыс. тонн — с Дальнего Востока, прежде всего это мороженая рыба и консервы.
Согласно целевым показателям Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 г. среднедушевое потребление рыбы в России с текущих 19—20 кг в год должно вырасти на 5—7 кг — это дополнительно 700—900 тыс. тонн рыбы в живом весе (300—400 тыс. продукции). «„Ниша“ должна быть заполнена в первую очередь современной продукцией из отечественной рыбы, разнообразной, качественной и доступной. Достичь эту цель можно, только работая синхронно по всей товаропроводящей цепочке — от моря до конечного потребителя», — сказал П. Савчук.
По его словам, в течение последних двух лет проделана большая работа: отрасль наконец приступила к обновлению флота и строительству береговых заводов, способных эффективно добывать и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая будет формировать новый спрос на внутреннем рынке. Решена часть проблем с поставками рыбы с Дальнего Востока благодаря слаженному взаимодействию с ОАО «РЖД» и другими структурами, министерствами и ведомствами. «Работа в этом направлении продолжается, но первые результаты уже есть. Предстоит выработать механизм поддержки масштабного обновления изношенного подвижного состава для перевозки температурных грузов», — отметил заместитель руководителя Росрыболовства.
Очевидно, что для увеличения объемов поставок и расширения ассортимента нужна координация с розничным звеном. П. Савчук отметил в числе первостепенных необходимых изменений — прозрачное, честное ценообразование и качество, а также обозначил перспективные сегменты роста потребительского спроса.
В первую очередь, это филе минтая — экологически чистый и полезный продукт, на который новая отраслевая Стратегия делает основную ставку. Россия может потреблять не менее 150 тыс. тонн этой продукции. Чиновники рассчитывают, что в условиях ажиотажа на филе трески и роста его цены, потребности в замещении на внутреннем рынке дешевых и не самых полезных импортных аналогов — тилапии и пангасиуса, именно российское филе минтая может и должно стать драйвером внутреннего потребления рыбы и усиления продовольственной безопасности.
Стартовым фактором является ценооборазование. Отпускная цена на филе минтая первичной заморозки в порту Владивостока — 140—150 руб./кг, в супермаркете Москвы — около 300—320 руб. При этом стоимость филе в Европе примерно 180 руб/кг. Очевидно, что в такой ситуации российский потребитель выберет мясо курицы, которое стоит в диапазоне 150—250 руб. Для продвижения и наращивания спроса, по мнению отраслевого ведомства, справедливая цена на филе минтая должна быть в два раза меньше.
Председатель правления федеральной сети оптово-распределительных центров «РосАгроМаркет» Алексей Ванчугов отметил, что для повышения качества рыбной продукции на полке необходимо восстановить «среднее звено» — инфраструктуру между производителем рыбной продукции и торговым оператором. В этом направлении реализуется программа Минсельхоза России по созданию новых оптово-распределительных центров (ОРЦ). «Этим звеном занимались разве что в 50-е годы прошлого века, неудивительно, что сейчас риски по качеству переключаются на потребителя и закладываются в цену», — отметил А. Ванчугов. ОРЦ будут размещаться именно в местах потребления, а сборные грузы помогут сетям снизить логистические расходы.
В свою очередь директор по управлению категориями сети «Лента» Сергей Ермолаев констатировал с сожалением, что торговые операторы пока не могут работать напрямую с производителями или рыбодобывающими предприятиями. Есть поставщики, дистрибьюторы, которые закупают большие партии на берегу, конечно, включая прибыль в стоимость рыбной продукции. «Мы заинтересованы исправить эту ситуацию, хотим работать напрямую и движемся в этом направлении. Например, по Мурманску. Посещаем предприятия, чтобы видеть, как организован процесс, как выглядит только что произведенный продукт и как он должен выглядеть на полке», — отметил представитель «Ленты».
По данным Росстата, за прошлый год рыба и морепродукты подорожали на 3,3%. Это наиболее существенный рост среди продуктов питания. Для сравнения: цены на молочные изделия, сыры и яйца выросли на 2,7%, масла и жиры — на 2,4%, овощи — на 2,3%. Цены на хлебобулочные изделия и крупы, а также на фрукты в РФ в 2017 г. остались без изменений. Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты в РФ в 2017 г. подешевели на 3,5%, мясо и мясопродукты — на 0,1%. Средний рост цен на продукты питания в РФ в 2017 г. составил 0,7%, в целом инфляция — 1,7%.
К сведению
Рыболовы попадут в программу господдержки агрострахования
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации в первом чтении одобрили включение объектов аквакультуры в программу господдержки агрострахования. Концепция данной законодательной инициативы направлена на то, чтобы выравнять в правах всех сельскохозяйственных товаропроизводителей: аквакультура является одним из сегментов отрасли животноводства, но государственная поддержка страхования на рыбоводов не распространяется.
Законопроект представил председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Депутат отметил приоритетность задачи по развитию аквакультуры в России и подчеркнул высокие риски при выращивании продукции, например шторма на Дальнем Востоке, метели и бураны на северо-западе страны, в южных акваториях — снижение уровня воды. По словам В. Кашина, инициативу поддержали регионы и отраслевые ассоциации.
Законопроект одобрен Комитетом по финансовому рынку, Правительством РФ, ГПУ Президента РФ и Советом Федерации.
Внимание к аквакультуре ежегодно растет.
Владимир Кашин сообщил, что сейчас лидирующее место по объему производства товарной продукции занимает Китай — 43 млн тонн. При этом у России большой потенциал в данной области. «Водные ресурсы нашей страны — вторые в мире. В России 2,5 млн рек, 3 млн озер, огромное количество водохранилищ — это основа для активной работы и решения проблемы импортозамещения, источник той качественной рыбной продукции, которую ждет от нас отечественный потребитель», — отметил депутат.
Законопроект принят в первом чтении единогласно. Ко второму чтению планируется доработать текст документа с привлечением Комитета Госдумы по бюджету и налогам в части поправок, которые касаются корректировки бюджета для региональных бюджетов при софинансировании. Подобный опыт агрострахования с господдержкой товарной аквакультуры применяется в США, Канаде, Австрии, Испании, Португалии, Греции и других странах с развитой экономикой.