Принятие Правительством РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации» летом 2017 г., безусловно, продемонстрировало горячее, искреннее желание страны не просто соответствовать тренду, но и уверенно обустроиться в новой цифровой реальности. И для начала неплохо бы рассмотреть как возможные проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации, так и некоторые прорывные идеи по их ликвидации.
Принятая прошлым летом программа «Цифровая экономика РФ» (далее — Программа) направлена на создание условий для развития самых разных сторон жизни общества — от развития знаний и кадров до дальнейшего развития собственно экономики и безопасности государства.
Правительство обрисовало серьезные ориентиры для развития в стране так называемой Индустрии 4.0 (ее следствием и является цифровая экономика), место которой можно представить в индустриальной истории нашей цивилизации следующим образом:
-
Индустрия 1.0 — использование в промышленности энергии воды и пара;
-
Индустрия 2.0 — использование в промышленности электроэнергии;
-
Индустрия 3.0 — использование в промышленности достижений информационных технологий (ИТ);
-
Индустрия 4.0 — использование в промышленности невероятной гибкости в формировании бизнес-моделей и глобального охвата, предоставляемых возможностями так называемого Интернета вещей (IoT — Internet of Things) и интеграцией «киберфизических систем» (CPS — Cyber-Physical System) в производственные процессы.
Революция нужна сначала в головах
Следует еще раз уточнить, что цифровая экономика с соответствующей экосистемой — это именно плоть от плоти наступающей Индустрии 4.0, а не просто внедрение ИТ и интернета в разные стороны жизни общества, что, кстати, является основным содержанием Индустрии 3.0.
Более того, следует учитывать, что все мы, включая и авторов Программы, вышли из Индустрии 3.0 (а некоторые и из 2.0) и до сих пор в ней находимся, хотя, возможно, и не до конца это осознаем. Поэтому многие наши технологические, экономические и управленческие решения, стратегии и методики будут во многом содержать наследие прошлого. И именно поэтому революция 4.0 должна произойти прежде всего в головах людей. Как справедливо отмечено в Программе, «численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования».
Для этого, добавим, людей надо не просто учить, а учить их правильно и при этом учить их развиваться, потому что будут стремительно меняться и технологии, и менеджмент, и бизнес-процессы, и конкурентное окружение, и инструменты, и должностные обязанности сотрудников, и их отношение к обеспечению всесторонней безопасности. Крайне важно будет понимать, кого вы отбираете в свою компанию, каким должен быть их опыт, как увеличить их компетенции. Но прежде надо также и хорошо понимать, что в данный момент вы представляете из себя сами (вместе со всем своим менеджментом), и, главное, почему именно ваша компания принадлежит (или собирается принадлежать) к Индустрии 4.0.
В свою очередь, цифровая экономика будет существовать поверх и за счет так называемых цифровых предприятий. Индустрия 4.0 предусматривает цифровизацию (автоматизацию) и интеграцию технологических, производственных и бизнес-процессов по вертикали в рамках всего предприятия, начиная от разработки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием в процессе эксплуатации. При этом горизонтальная интеграция цифрового предприятия выходит за рамки внутренних операций и охватывает поставщиков, потребителей и всех ключевых партнеров по цепочке создания стоимости. Все это вкупе поддерживается соответствующей интегральной цифровой платформой (под которой понимается автоматизированная информационная система, использующая всю необходимую совокупность данных, моделей, алгоритмов, методов и средств) и вместе со всей «цепочкой» составляет экосистему цифрового предприятия.
Чтобы приблизиться к указанным революционным высотам, необходимо провести на «традиционном» (уже использующем цифровые технологии) предприятии так называемую цифровую трансформацию, позволяющую поддерживать оперативную модернизацию бизнес-моделей. Что же под этим понимают?
Цифровая трансформация подразумевает кардинальное повышение производительности, конкурентоспособности и ценности предприятий или поставщиков услуг путем использования всего пула современных технологий (от скоростных сетей связи и инновационных ИТ-приложений до Big Data, 3D-печати и 3D-проектирования, цифровых двойников/моделей предприятий и продуктов, а также IoT и Промышленного интернета — IIoT) при параллельном проведении оцифровки бизнес-процессов и их фундаментального реинжиниринга. Целью же цифровой трансформации является вызванная рыночной конкуренцией и реализованная возможность кардинального (инновационного) изменения бизнес-модели предприятия для завоевания прежде всего новых высот на рынке.
Программа лишь готовит почву
Поэтому Программа не может по щелчку пальцев перенести народное хозяйство на рельсы цифровой трансформации, а призвана лишь «подготовить почву» в виде инфраструктуры, регулирования, подготовки кадров, технологических заделов, оргподдержки и т.п. Затем должны заработать «головы» на предприятиях. Дальше должна существовать хоть какая-то конкуренция, в недрах которой может родиться какая-либо новая бизнес-модель. А если нет первого, то, согласитесь, зачем второе?
Что есть «почва» без идей? Пустая трата инвестиций. Если же прорывных бизнес-идей пока не просматривается, все «заклинания» по поводу массового развертывания IoT или каких-либо цифровых платформ являются преждевременными. Это как раскидывать сети там, где еще нет рыбы. Что, правда, не мешает указанные сети готовить хотя бы и с помощью Программы.
Конечно, всегда будет существовать иллюзия, что в Программе будет написано, как сделать новые бизнес-модели, и будет поставлена задача построить там-то и там-то столько-то цифровых предприятий для таких-то отраслей народного хозяйства. Мол, вы скажите как, а мы уж… Ну что же, тогда лучше сразу поставить задачу организовать еще и цифровой Госплан. Все это наша привычная идеология из времен Индустрии 2.0/3.0.
Понятно, что с точки зрения динамичного мирового рынка такое не заработает, поскольку объективно и кардинально «отстанет от поезда» еще в самом начале.
Очевидно, при реализации Программы, где предполагается создать десяток цифровых компаний-лидеров, надо будет делать соответствующий выбор. К тому же фраза из Программы «управление развитием цифровой экономики невозможно без согласования интересов всех заинтересованных в развитии цифровой экономики сторон» в зависимости от реализации может как ускорить, так и вообще похоронить всю идею.
Примеры для наглядности
Чтобы лучше пояснить, что есть современное цифровое предприятие, приведем пример смены бизнес-модели производства и реализации авиадвигателей. Если каждый авиадвигатель оборудован набором датчиков, контролирующих все его ключевые функциональные возможности и эксплуатационные показатели, то регулярный сбор поступающей с них информации (а в случае наличия IoT это так и есть) позволяет производителю постоянно анализировать работоспособность изделия, где бы оно ни находилось, сравнивая его состояние с эталонной цифровой моделью авиадвигателя, находящейся на заводе.
В частности, производитель может заранее понимать, что конкретному двигателю пора сделать внеплановую профилактику, а то и оперативно отправить его в ремонт, заменив другим, во избежание, так сказать, крупных неприятностей.
Помимо повышения безопасности полетов новая бизнес-модель позволяет заменить продажу непосредственно двигателей на продажу их рабочего ресурса. Иначе говоря — авиакомпания платит только за «время работающего двигателя в полете», а все остальные хлопоты берет на себя производитель. Так, продажи заменяются арендой, а капитальные расходы — операционными. Не только эксплуатационные службы, но и финансисты быстро найдут во всем этом массу преимуществ как для поставщика, так и для потребителя во всем мире. Но для начала нужно иметь соответствующее производство авиадвигателей.
Еще пример — из мира телекоммуникаций, где стремительно развиваются программно-конфигурируемые сети (SDN — Software Defined Networks). В этом случае оператор связи может построить для своего клиента сеть не из физического оборудования в виде «железа» и ПО, а в виде их цифровых моделей, расположенных в Data-центре. И главное даже не в том, что теперь клиенту нужен лишь скоростной канал связи от всех своих объектов в Data-центр, и не в том, что не нужно закупать никакого оборудования, а в том, что с помощью новых инструментов SDN он может сам легко управлять своей обширной корпоративной сетью, модернизировать ее и вводить новые услуги. Но для начала нужно иметь в своей стране такие Data-центры с механизмом SDN внутри.
Бизнесу — не мешать!
Собственно, новые цифровые бизнес-модели зачастую и направлены на снижение себестоимости, получение дополнительной выручки от цифровых решений, оптимизацию взаимодействия с клиентом и улучшение обслуживания клиентов за счет изучения опыта их работы. И понятно, что изучать и согласовывать можно годами. А нужно быстро и эффективно, как, например, это произошло с госуслугами. Причем заслуга в этом успехе во многом принадлежит тому, кто при создании последних установил правило: чиновникам нельзя запрашивать у граждан любую информацию, которая уже существует в базе данных каких-либо ведомств, а если кому-то это понадобится — он делает это за свой счет. И ведь сработало!
В свое время сеть сетей — интернет — захватила мир во многом благодаря тому, что национальные регуляторы в области телекоммуникаций практически не обращали на нее внимания и тем самым совершили главное — не помешали ее развитию. Нечто подобное предусматривает и Программа. Наверное, было бы целесообразно сделать переход к ней еще и выгодным за счет налоговых и прочих преференций, в результате которых РФ уж точно в накладе не останется. Пусть расцветают (будучи «удобренными») все цветы, как говорят китайцы. А уж потом придет пора заниматься стандартами, интеграцией, подсчетом выполнения ключевых показателей и пр., ибо прежде в этом деле нужна креативность и не менее — динамика. Притормозить любое дело бюрократия умеет, а мы все потом будем причитать — отродясь этого не было, и вот опять… Особенностью Индустрии 4.0 является то, что инициатива в ней целиком принадлежит бизнесу, и с этим надо суметь согласиться и не мешать.