Минстрой России предлагает внести коррективы в ряд нормативных актов, регулирующих сферу обращения твердых коммунальных отходов (ТКО). Также ведомство предлагает закрепить в Кодексе об административных правонарушениях виды нарушений законодательства в этой области и установить соответствующие наказания.
Проектом изменений в постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 (доступен по ссылке: www.minstroyrf.ru/docs/16128/), в частности, устанавливаются правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО (далее — Правила) для нерегулируемых организаций. Под ними понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с концессионным соглашением (соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором) осуществляют нерегулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО и заняты строительством или реконструкцией объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО.
Расширяется также и количество групп мероприятий, которые предполагается проводить в рамках инвестиционной программы. К уже существующим (в части обработки, обезвреживания и захоронения ТКО) добавились еще три:
-
в части накопления ТКО;
-
в части утилизации ТКО;
-
в части хранения ТКО.
Минстрой также предлагает установить в новой редакции Правил положение о том, что при реализации новых групп мероприятий инвестиционная программа должна содержать отдельный финансовый план. При этом предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО в отношении таких мероприятий включать в программу не требуется.
Проектом устанавливается ряд особенностей утверждения инвестиционных программ. Так, организация, осуществляющая строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с концессионным соглашением (соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором) в течение 30 дней с момента заключения такого соглашения направляет проект программы в уполномоченный орган.
Кроме того, проектом вводятся положения о контроле за реализацией инвестиционных программ в отношении сроков, финансирования и достижения плановых значений обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных объектов.
Региональный оператор не сможет отказаться от заключения договора
Другим проектом — проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/07/01-18/00077520) — Минстрой предлагает установить новый порядок заключения договоров на вывоз ТКО.
Документ предлагает ввести обязанность регионального оператора заключать договор с собственниками отходов, которые образуются в зоне его деятельности и обязанность потребителей заключать договоры с региональным оператором (изменения предполагается внести в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
Устанавливаются и конкретные требования к содержанию такого договора, порядок его заключения либо перезаключения с новым собственником.
Помимо этого, в Основы ценообразования в сфере обращения с ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484) вводится норма о том, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащейся в заявке победителя конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением следующих случаев:
-
изменений законодательства Российской Федерации;
-
отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от учтенного при установлении тарифов;
-
изменений территориальной схемы.
Новые составы нарушений в КоАП РФ
Завершим этот своеобразный отчет инициатив Минстроя в отношении ТКО предложением министерства внести поправки в КоАП РФ (проект доступен по ссылке: http://www.minstroyrf.ru/docs/16129/).
Ведомство намерено инициировать внесение в Кодекс новой ст. 8.2.1, предусматривающей санкции за:
-
отказ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного федеральным законом (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.);
-
необоснованный отказ или уклонение собственников твердых коммунальных отходов от заключения договора с региональным оператором (административный штраф для граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.; для юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб.);
-
нарушение операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором требований федерального закона по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренной территориальной схемой (административный штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.).
-
нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10 000 руб.; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 00 до 200 000 руб.