Воздушным транспортом россияне пользуются все активнее, выбирая его в первую очередь за высокую скорость. Это следует из данных исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приуроченного к Дню гражданской авиации России.
Все больше россиян приобретают опыт авиаперелетов: если в 2014 г. таковых было 19% (сообщили, что летали в последние несколько лет), то в 2018 г. — уже 29%. Ядро группы авиапассажиров составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (54%), респонденты с высоким, по их оценкам, достатком (44%), молодые люди (36% среди 18—24-летних, 37% среди 25—34-летних).
Преимущественно граждане путешествуют самолетом по личным делам (68% среди совершавших перелеты в течение двух-трех лет), выбирая воздушный транспорт в первую очередь за быстроту (непродолжительное время поездки) — 78%. При этом каждый четвертый опрошенный авиапассажир (27%) сообщает, что альтернативного вида транспорта для его нужд попросту нет.
Респонденты, не пользовавшиеся услугами авиаперевозчиков в последние годы, чаще всего объясняют это отсутствием необходимости в полете (60%). В числе причин отказа от самолетов также называют высокую цену билетов (26%). Каждый третий участник опроса (33%) признался, что боится летать, причем эта доля значима не только среди тех, кто не совершал перелетов (35%), но и среди пассажиров (27%).
По уровню безопасности воздушный транспорт россияне ставят на одну ступень с водным (50 и 51% соответственно считают их безопасными). Среди респондентов, имевших летный опыт, с утверждением о безопасности самолетов согласны 72%, среди остальных — 41%. Безоговорочный лидер — ж/д перевозки, об их безопасности говорят 87% опрошенных. Наибольшие опасения вызывают автомобили: только 36% респондентов считают их безопасными.
За последние семь лет представления о безопасности авиатранспорта существенным образом изменились: если в 2011 г. безопасным его считали лишь 12%, а в той или иной степени опасным — 74% россиян, то в 2018 г. баланс оценок иной: половина жителей страны (50%) оценивают его как безопасный, 36% — как опасный.
Состояние гражданской авиации участники опроса оценили неоднозначно, однако баланс ответов все же положительный: 39% считают, что сфера переживает активное развитие, 14% — кризис, еще 22% полагают, что ситуация не меняется. Основным маркером для респондентов, отмечающих развитие отрасли, является разработка и выпуск новых моделей самолетов и вертолетов (об этом говорят 27%).