Около половины российских семей сталкивались с трудностями при выплате кредитов. В первую очередь они обращаются за помощью к родственникам или друзьям, а услугами рефинансирования пользуются крайне редко. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2017 г.
С трудностями при выплате кредитов сталкивались около половины опрошенных (сами лично или их окружение) — 47%. За последние два года их доля не меняется (46% в 2015 г.). О наличии таких проблем со своими кредитными обязательствами сообщили 14% (9% в 2015 г.), еще 16% отмечают сложности у родственников, а 17% — у знакомых.
В ситуации резкого ухудшения финансового положения и потери возможности платить по кредиту россияне в первую очередь обратятся к знакомым или родственникам (48%), и этот вариант решения проблемы сегодня стал более актуален, чем в 2015 г. (38%). Только 17% опрошенных при возникновении финансовых проблем пошли бы в банк, где оформлен кредит, за отсрочкой платежа или увеличением срока кредита. В 2015 г. так бы поступили 30%. В другой банк обратились бы для погашения текущего кредита 6% (в 2015 г. — 11%). В редких случаях участники опроса указывали такие варианты решения сложных ситуаций, как ссуда у работодателя, обращение в организацию, предлагающую за гонорар решить вопрос с задолженностью в банке.
Уровень информированности о рефинансировании с 2015 г. не изменился: о данной услуге знают чуть более половины опрошенных (51%). Осведомлены в большей степени россияне, имеющие высшее образование (62% против 47% тех, у кого уровень образования ниже). Пользовались когда-либо услугой рефинансирования не более 3% россиян, и их доля также не меняется.