Различным сведениям, которые бизнес ежегодно предоставляет в государственные органы (Минэнерго, Росстат, Минфин России, ПФР, ФСС и пр.), «несть числа» — 49 млрд. Неудивительно, что очень медленно спадает волна контрольных проверок, которые проводят госслужащие. Особенно трудно чиновники отказываются от права на внеплановые проверки — их количество держится на уровне 1 млн в год.
Количество внеплановых проверок предпринимателей в России, по оценке министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, данной на Неделе российского бизнеса, превышает 1 млн в год и сокращается очень медленно. «Их число, несмотря на наши опасения, в 2017 г., по предварительным данным, не выросло, а чуть сократилось. Но количество внеплановых проверок все еще остается на уровне более миллиона штук. И это означает, что нам надо в приоритетном порядке в 2018 г. с нашими государственными контрольными органами сконцентрироваться на реформе института внеплановых проверок», — подчеркнул г-н Абызов.
Благотворной средой для произрастания внеплановых проверок самого различного толка служат многочисленные сведения, которые должны предоставлять бизнесмены в государственные ведомства — Минэнерго, Росстат, ПФР, ФМС, ФСС и др. Их число, по данным Минэкономразвития, составляет порядка 49 млрд.
Чрезмерное контрольно-надзорное давление является, по оценке президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, наиболее острой проблемой для 37% бизнесменов.
Определенным барьером на пути ретивых чиновников становится согласование проверок с прокуратурой. За прошлый год прокуроры выявили около 170 000 нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности. «Для пресечения этих нарушений внесено 33 000 представлений по инициативе прокуроров, к дисциплинарной ответственности привлечены 24 000 должностных лиц, к административной — 4200, — отметил первый замгенпрокурора РФ Александр Буксман. — В суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей, в том числе в тех случаях, когда надзорные протесты прокуроров безосновательно отклоняются».
Вместе с тем вызывает удивление, что при таком вале безосновательных проверок бизнеса по фактам незаконного воспрепятствования предпринимательской деятельности за год возбуждено лишь 129 уголовных дел.
«Мы понимаем, что та практика, которая на сегодняшний день существует в контрольно-надзорной деятельности, очень затратна по ресурсам, неэффективна по своим результатам и ущербна для бизнеса и экономики, и она должна уйти в прошлое, — отметила в своем выступлении во время НРБ председатель Комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Севостьянова. — Оценивая проект закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле“, который поступил в Госдуму, можно сказать, что тут противоречий нет. Основные цели закона ориентированы на то, чтобы повысить безопасность граждан, качество продукции и услуг, радикально снизить административную нагрузку на бизнес. Он создает развернутую систему гарантий прав граждан и предпринимателей».
Но, как известно, лучшее — враг хорошего. Минэкономразвития, по словам замглавы ведомства Саввы Шипова, считает необходимым дополнить проект закона о контроле и надзоре нормой о неприменении требований, принятых ранее без широкого обсуждения и консультаций с бизнесом. «Если требование актуально, то оно должно быть перенесено в новый акт, но только после оценки регулирующего воздействия, — сказал г-н Шипов. — Нам кажется, что это позволит действительно переломить ситуацию, и мы будем такие поправки предлагать».
Еще одним шагом на тернистом пути сокращения числа госпроверок может стать внедрение информационных технологий для контроля риска аварийных ситуаций на промышленных предприятиях.