Елена Дыбова: «Семейный бизнес — одно из самых перспективных направлений предпринимательской деятельности»

Интервью
| статьи | печать
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ

Российский инвестиционный форум (РИФ) традиционно собирает многочисленных инвесторов, предпринимателей, предлагающих свои проекты, и чиновников в столице юга нашей страны — Сочи. О наиболее важных темах, которые будут обсуждать в рамках РИФ бизнесмены, инвесторы и госслужащие, рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.

«ЭЖ»: Ключевой темой РИФ в этом году является развитие бизнеса в регионах. Государственные контрольно-надзорные органы создают немало проблем предпринимателям, особенно в провинции». Как меняется контрольно-надзорная деятельность сегодня и что бизнесу ждать от нового закона, в разработке которого активное участие принимала ТПП?

Елена Дыбова: Предполагается, что новый закон о госконтроле вступит в силу не ранее II квартала 2019 г., поэтому действующее законодательство о государственном контроле также в настоящее время активно меняется. Так, в ближайшее время правительством будет внесен в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ и ст. 19 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“». Согласно законопроекту субъекты РФ смогут устанавливать перечень видов контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.

Палата относится к этой инициативе настороженно, так как ее реализация может привести к дисбалансу в правоприменении. Одни регионы будут вводить риск-ориентированный подход, другие — нет. Это повлечет существенные риски для бизнеса, в особенности для тех, кто осуществляет деятельность в нескольких регионах. При этом стоит обратить особое внимание на то, что в настоящее время происходит активное смещение проверок с федерального на региональный уровень.

Еще одна инициатива в рамках разрабатываемого законопроекта — введение риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля. Исходя из смысла понятия «риск-ориентированный подход», можно предположить, что лицензионный контроль будет подпадать под высокую категорию риска и, следовательно, периодичность проведения проверок по соблюдению лицензионных требований для всех лицензиатов будет более интенсивной, чем предусмотрено в настоящее время. Поэтому применение риск-ориентированного подхода при проведении лицензионного контроля, по мнению ТПП, следует подробно регламентировать.

О необходимости разработки проверочных листов или «чек-листов», то есть списков контрольных вопросов в отношении приоритетных видов государственного контроля, Палата говорила неоднократно. Сегодня применяются 67 «чек-листов» а с 1 июля 2018 г. по всем видам контроля плановые проверки будут проходить с использованием такого подхода. Мы считаем необходимым проводить мониторинг того, как будут использоваться эти «чек-листы», и не проводятся ли проверки сверх установленных требований, а также не являются ли эти требования избыточными и потенциально коррупциогенными. Надо все проверить и решить, что следует оставить, а что, возможно, и нет. В случае если к предпринимателю предъявляют избыточные требования, ему необходимо обратиться в Торгово-промышленную палату и прокуратуру для защиты своих прав.

«ЭЖ»: Еще одной повесткой для обсуждения на РИФ станет продвижение отечественных брендов на российских и зарубежных рынках. Оказывает ли Торгово-промышленная палата консультационные услуги нашим компаниям с целью продвижения брендов в России и других странах?

Е. Д.: Российским региональным производителям в первую очередь ТПП помогает выйти на местные рынки. Это особенно актуально в сфере производства продуктов питания. Два года назад мы запустили проект «АГРО „За качество!“», направленный на обеспечение регионального рынка качественными продуктами питания и оказание комплексной поддержки производителям пищевой и сельскохозяйственной продукции. За время существования проекта только ТПП Владимирской области было проведено более 800 экспертиз продуктов питания, поставленных в бюджетные учреждения, для очищения рынка от недобросовестных поставщиков.

Что касается выхода на внешние рынки — вы знаете, что государством объявлена политика поддержки несырьевого экспорта. В настоящее время ТПП провела большую аналитическую работу по выявлению существующих барьеров для выхода на внешние рынки, результаты которой будут скоро представлены.

«ЭЖ»: Одной из новых тем Российского инвестиционного форума стал семейный бизнес. Считаете ли вы перспективным это направление предпринимательской деятельности и как планируете помогать семейным предпринимателям?

Е. Д.: Безусловно, семейный бизнес — одно из самых перспективных направлений предпринимательской деятельности в России сегодня. По статистическим данным, семейные предприятия производят более 50% ВВП Европы и около 70% ВВП США. В мировой экономике семейные компании создают от 50 до 80% рабочих мест. В России же темпы развития семейного бизнеса отстают от общемировых показателей. Сегодня в нашей стране отсутствует понятие и определение «семейного бизнеса» и «семейного предпринимательства». Устранение несовершенства нормативно-правовой базы в этой сфере и создание максимально комфортных условий для ведения «семейного бизнеса» позволят вывести российское предпринимательство на новый уровень, повысить благосостояние населения России и перейти к инновационному типу экономического развития. Для достижения этих целей ТПП РФ запустила специальный проект «Развитие семейного бизнеса в России».

В рамках РИФ 16 февраля состоится секция ТПП РФ «Семейные ценности: как бизнес поможет обогатить российские семьи?», где мы обсудим, какие преференции государство должно предложить гражданам, чтобы существенно увеличить долю семейных компаний в России. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы заниматься семейным бизнесом стало перспективно и экономически выгодно.

Также в ближайшее время ТПП РФ планирует проведение форума, посвященного данной теме, с участием профильных министерств, предпринимателей — представителей семейных компаний, ассоциаций и ведущих объединений, занимающихся этим вопросом. ТПП РФ как ведущее бизнес-объединение готово предложить государству программу действий по развитию семейного предпринимательства в России.

Считаю, что расширение семейного бизнеса даст толчок развитию экономики страны, особенно в регионах. Тут есть огромный потенциал. Семейный бизнес является одним из наиболее гибких и устойчивых факторов экономического роста, способным динамично и поступательно развиваться в меняющихся реалиях и важным элементом формирования среднего класса — гаранта политической стабильности и демократического развития общества.

«ЭЖ»: В каких выставках, ярмарках, конгрессах могут принять участие предприниматели с помощью сети подразделений Торгово-промышленной палаты в регионах и столице?  

Е. Д.: Предприниматели могут принять участие с помощью сети подразделений Торгово-промышленной палаты в любых выставках, ярмарках, конгрессах как в России, так и за рубежом. Это одно из основных направлений деятельности всей системы ТПП. В честь 100-летия системы ТПП была запущена акция «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ», объединившая предпринимателей из всех регионов России. От финалистов акции поступили 74 заявки на участие в выставках Экспоцентра. Свою продукцию они планируют представить на 39 отраслевых выставках. Среди участников наиболее востребованными стали выставки: НЕФТЕГАЗ-2018, WorldBuild Moscow/MosBuild 2018, МЕТАЛЛУРГИЯ. РОССИЯ-2018, MIMS Automechanika Moscow 2018, ИНТЕРПЛАСТИКА-2018, ХИМИЯ-2018, АГРОПРОДМАШ-2018, ЭЛЕКТРО-2018 и ПРОДЭКСПО-2018.

«ЭЖ»: Какие виды обучения предпринимателей практикуются Палатой в субъектах Федерации, возможно ли дистанционное обучение бизнесменов из регионов? Какие темы сейчас особенно востребованы?

Е. Д.: Цифровые интернет-технологии с легкостью позволяют преодолевать любые расстояния, поэтому ТПП нередко применяет форму вебинаров. Но в наше время информация быстро устаревает, поэтому мы нашли новый формат для постоянного обучения. Уже два года для предпринимателей действует проект «Навигатор успеха», который позволяет предпринимателям без дополнительных временных затрат всегда оставаться в курсе событий. Два раза в неделю предприниматель и его сотрудники получают на почту электронный «пакет» нужной информации: напоминания о сдаче отчетности, ее актуальные формы и правила заполнения, алгоритмы адаптации бизнес-процессов под новые законодательные требования, цифровые сервисы, позволяющие оптимизировать ежедневную работу предпринимателя, и многое другое. Наиболее востребованными темами, по нашим наблюдениям, являются способы «цифровизации» бизнеса и работы с персоналом. Кадровый вопрос остается «больным» для бизнеса любого масштаба, и наш проект «Навигатор успеха» подсказывает, как мотивировать и развивать действующий персонал, помогающий предпринимателю, и как определить «балласт», тормозящий его.

«ЭЖ»: Как могут средние и малые региональные компании получить льготное финансирование для своих проектов, нацеленных на модернизацию бизнеса? В какие банки они могут обратиться с просьбой о предоставлении кредитов под небольшой процент и на длительный срок?

Е. Д.: Минэкономразвития России, Банк России и Корпорация МСП совместно реализуют программу льготного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%. Льготные кредиты выдаются на проекты в приоритетных отраслях — сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг.

Получить льготный кредит бизнесмены могут в 15 банках РФ: банк ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Акцепт», Альфа-банк, КБ «Ассоциация», банк «Левобережный», банк «Интеза», «Запсибкомбанк», МСП банк, СКБ Приморья «Примсоцбанк», Росевробанк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ, «ТКБ банк».

«ЭЖ»: Торгово-промышленная палата регулярно проводит опросы бизнесменов с целью выяснить положение отечественных компаний по всей стране. Как предприниматели оценивают итоги 2017 г., удалось ли им выйти на докризисный уровень своего бизнеса?

Е. Д.: По итогам последнего опроса, треть предпринимателей достигли докризисных объемов или вышли на траекторию роста. Однако среди негативных факторов предприниматели продолжают отмечать механизм и частоту проведения проверок (о которых мы сегодня говорили), ограниченный доступ к инвестициям и недоступность трудовых ресурсов необходимой квалификации.

Из задач, которые предприниматели ставят перед своими компаниями, кроме стандартных (увеличение прибыли, снижение издержек, привлечение инвестиций), популярными стали: выход на зарубежные рынки и получение поддержки от государства для такого выхода. Бизнес также считает важным поворот предприятий в инновационную сферу, цифровизацию, а также работу с крупными заказчиками и ВПК.