Эксперты PwC провели исследование среди российских автомобилистов на предмет интереса последних к новациям, которые обещают определить завтрашний день автомобильной отрасли, — использованию электромобилей, автономных авто, встроенных технологий, а также каршерингу и райдшерингу. Автозавтра нарисовалось интересное.
В силу обширности тем и результатов исследования PwC и ограниченности газетного пространства сегодня уделим внимание только «технологичной» его части, а каршеринг и райдшеринг припасем как отдельную тему новых перспективных подходов к пользованию автомобилями.
…И розеток мало
Доля электромобилей в мире на сегодня составляет менее 0,5% от мирового автопарка, однако ежегодные темпы прироста их продаж стремительно ускоряются, отмечается в исследовании PwC. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), за последние пять лет мировые продажи новых электромобилей увеличились в 16 раз и по результатам 2016 г. составили 753 000 штук. Совокупный их парк в мире на конец 2016 г. составил более 2 млн единиц.
Крупнейшими рынками электромобилей на сегодня являются Китай, США, Норвегия, Франция, Япония и ряд европейских стран.
Одним из основных факторов, приведших к увеличению продаж электромобилей в этих странах, стала государственная политика, предусматривающая предоставление налоговых льгот, субсидий и преференций для покупателей таких авто.
Еще одним важным фактором распространения электромобилей стало ужесточение требований по топливной эффективности и введение целевых значений по выбросам вредных веществ.
Одним из основных препятствий, сдерживающих рост популярности электромобилей, является низкая плотность сети зарядных станций. Власти многих стран стараются решить эту проблему через выделение субсидий компаниям, занимающимся строительством зарядных станций, и даже реализуя государственные программы по развитию инфраструктуры.
Еще один фактор, сдерживающий развитие рынка электромобилей, — высокая стоимость аккумуляторной батареи. Она может составлять до половины стоимости всего электромобиля. Однако, отмечают эксперты PwC, за последние шесть лет произошло существенное снижение ее стоимости в расчете на 1 кВт.ч. Так, по данным Bloomberg New Energy Finance, стоимость литийионного аккумулятора снизилась на 74% (с 800 долл. США в 2011 г. до 209 долл. на конец 2017 г. за 1 кВт.ч).
Ожидается, что стоимость продолжит снижаться по мере совершенствования технологий и вследствие экономии от масштаба. Согласно текущим прогнозам Bloomberg New Energy Finance, к 2025 г. стоимость аккумуляторной батареи опустится ниже 100 долл. за 1 кВт.ч, в результате электромобили станут доступнее, а стоимость их владения сравняется с расходами на содержание обычного автомобиля.
Продажи электромобилей в России в настоящее время значительно ниже, чем во многих развитых странах: по данным аналитического агентства «Автостат», в 2017 г. было продано всего 95 новых электромобилей, а в целом их парк в стране на середину 2017 г. составлял 1133 штуки. Но постепенно интерес в России к электрификации автотранспорта начинает расти в соответствии с мировыми трендами.
При этом внимание инвесторов все больше привлекает электрификация коммерческого и общественного транспорта.
Мировая практика показывает, что существенную роль в стимулировании спроса на электромобили играют субсидии, льготы и другие меры господдержки. В России соответствующие условия пока сформированы не до конца. Однако определенные шаги в этом направлении сделаны. В «Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 г.» электрификация транспортных средств названа одним из приоритетных направлений инновационного развития. Кроме того, в стране реализуются программы по увеличению количества электрозаправок, существуют бесплатные парковки в отдельных городах, обсуждается возможность обнуления таможенной пошлины на ввоз электромобилей.
Согласно результатам опроса PwC, при принятии решения о покупке электромобиля российские потребители всех возрастных групп в первую очередь будут обращать внимание на наличие необходимой инфраструктуры, в частности электрозаправочных станций (так ответили 24% респондентов).
На принятие решения будет оказывать влияние также цена — на это указали 20% потенциальных покупателей электромобилей. Еще около 18% заявили, что будут руководствоваться соображениями потенциальной экономии на топливе. Авторы исследования отмечают, что для молодых респондентов (в возрасте 20—34 лет) последний фактор менее значим.
Еще одна характеристика электромобиля, на которую обращают внимание потенциальные покупатели в России, — надежность его функционирования в зимнее время. Данный фактор одинаково важен для всех возрастных групп (15%), так как с понижением температуры значительно уменьшается максимальный запас пробега (до 30—50%). В этом случае электромобиль будет уступать по своим эксплуатационным характеристикам традиционному авто с двигателем внутреннего сгорания.
Вопрос длительности зарядки электромобиля чаще волнует молодых (15%) и респондентов из старшей возрастной группы (13%).
Аналитики PwC отмечают, что наименее популярными ответами респондентов на вопросы о факторах, которые могут повлиять на решение о покупке электромобиля, были экологичность (7%), престижность, инновационность и дизайн приобретаемого продукта (3%). Но молодежь чаще других брала в расчет экологическую и имиджевую составляющие.
На момент проведения опроса никто из респондентов не владел электромобилем, однако на вопрос о том, как изменится эта доля через пять — семь лет, около 11% всех респондентов сообщили, что планируют приобрести электромобиль. При этом среди опрошенных в возрасте 20—34 и 35—54 лет эта доля составила по 13%, а среди респондентов старшей возрастной группы только 5% видят себя в качестве потенциальных владельцев электромобиля.
Как с головой у автопилота?
Для подавляющего числа пользователей персональных автомобилей беспилотный их вариант является лишь перспективной научной разработкой, а не потребительским продуктом. На данный момент большинство достижений в этой области сводятся к тестированию прототипов и экспериментальным разработкам, которые в будущем лягут в основу обновления автотранспортной системы в целом.
Практически все крупнейшие производители легковых автомобилей в планах на ближайшие пять лет отмечают необходимость увеличения инвестиций в разработку технологий, связанных с возможностью автономного управления автомобилем. Уже несколько автопроизводителей пробуют адаптировать свои серийные автомобили к использованию в автономном режиме. В качестве примера авторы исследования PwC приводят испытания автономного такси, проводимые в США.
Также очень высокий интерес к автономным авто проявляют производители и пользователи грузового транспорта — индустрия находится на финальном этапе создания серийного автономного грузового автомобиля. В Германии и США уже с 2017 г. испытываются прототипы таких авто на дорогах общего пользования.
В России все работы по созданию автономных автомобилей находятся на стадии разработки прототипов и отдельных компонентов систем.
В исследовании в качестве примера приводятся испытания беспилотного автобуса под рабочим названием MatrЁshka. Научно-исследовательский центр НАМИ совместно с КамАЗом также представили свою версию беспилотного автобуса. НАМИ достиг определенных результатов и в создании беспилотного легкового автомобиля.
По результатам опроса PwC, 58% респондентов отметили, что готовы рассмотреть покупку автономного автомобиля, если в ближайшее время он появится в продаже. При этом наибольшую готовность к покупке выразили опрошенные из возрастной группы от 20 до 34 лет (67%).
На наиболее часто возникающий вопрос, безопасен ли автономный автомобиль, 38% всех опрошенных склонны ответить утвердительно, 33% — отрицательно, остальные не определились с ответом.
Поможет ли использование автономных автомобилей снизить риск ДТП? 45% опрошенных PwC ответили на этот вопрос утвердительно, 32% считают, что это не снизит число ДТП, а 22% воздержались от ответа.
Технического сбоя во время поездки опасаются 56% опрошенных.
Также был затронут важный социальный аспект использования автономных автомобилей. 79% респондентов отметили, что такой транспорт сможет значительно облегчить доступность различных объектов для инвалидов, пенсионеров и детей.
Среди дополнительных факторов, препятствующих развитию беспилотного транспорта, аналитики PwC называют опасения респондентов, связанные с защищенностью автомобилей от хакерских атак или иных попыток несанкционированного удаленного управления автомобилем (55% опрошенных).
Также 71% респондентов настораживает тот факт, что на данный момент совершенно не проработана нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействие участников движения, пользующихся автопилотом.
Однако 62% опрошенных отмечают, что использование автономных транспортных средств может быть удобным и практичным, если во время движения на автомобиле можно будет заниматься своими делами (читать, работать и т.д.).
Таким образом, заключают эксперты PwC, тема автономных автомобилей потенциально интересна потребителям. Беспилотные технологии могут получить распространение в отрасли очень скоро, и экспансия, полагают они, вероятнее всего, начнется с коммерческого использования (службы такси, грузоперевозки, общественный транспорт и др.). Авторы исследования PwC не исключают, что затем подобные технологии получат широкое распространение в автомобилях, находящихся в личном пользовании.
Ну а каковы результаты опроса в отношении встроенных технологий, немало должны рассказать представленные таблицы.
Доля потребителей, готовых или не готовых платить за новые технологии в автомобилях, %
Возрастная группа |
Готов |
Не готов |
Не определился |
---|---|---|---|
20—34 года |
57 |
33 |
10 |
35—54 года |
48 |
33 |
19 |
55—64 года |
46 |
30 |
24 |
Готовность потребителей платить за различные технические новшества
Техническое новшество |
Доля положительных ответов, % |
---|---|
Устройство, обеспечивающее отслеживание автомобиля в случае его угона или пропажи |
83 |
Удаленное выключение автомобиля |
54 |
Биометрический доступ к системам автомобиля |
50 |
Проецирование информации на смотровое стекло автомобиля |
44 |
Полная интеграция автомобиля со смартфоном |
37 |
Автоматическая блокировка управления в аварийной ситуации |
35 |
Источник: PwC |