Согласованное сторонами договора аренды условие о праве арендатора сдавать арендованное имущество в субаренду не является предварительным согласием на совершение сделки по смыслу п. 3 ст. 157.1 ГК РФ, которое вправе отозвать давшее его лицо.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 22.01.2018 № 303-ЭС17-13540 по делу № А73-5337/2016 |
Истец |
ОАО «Промсвязь», арендодатель |
|
Ответчик |
ООО «Аренда Центр», арендатор |
Суть дела
Истец и ответчик заключили договор аренды нежилых помещений. Основным видом деятельности ответчика является сдача имущества внаем. Переданные истцом помещения он рассчитывал сдавать третьим лицам, в связи с чем стороны прописали в договоре право арендатора сдавать арендованные помещения в субаренду. И с момента заключения договора аренды ответчик использовал помещения исключительно для сдачи в субаренду.
Через несколько месяцев после заключения договора стороны заключили дополнительное соглашение, в котором определили, что помещения в здании находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта. На арендатора была возложена обязанность выполнить такой ремонт за свой счет. За это арендодатель согласился снизить арендную плату на 50%.
Через несколько лет арендодатель направил арендатору уведомление, в котором, сославшись на ст. 157.1 ГК РФ, сообщил об отзыве согласия на сдачу арендованного помещения в субаренду. Спустя некоторое время он предложил арендатору расторгнуть договор аренды. При этом арендодатель указал, что арендатор, во-первых, не предоставил информацию о проведенных ремонтных работах в помещениях. Во-вторых, после отзыва согласия на сдачу помещений в субаренду продолжал передавать помещения в пользование третьим лицам по договорам субаренды. Арендатор направил арендодателю письменный ответ. Он утверждал, что арендованные помещения им отремонтированы, претензий по ремонту от арендодателя не поступало. Сдача помещений осуществляется в соответствии с первоначальным договором, на изменение которого он своего согласия не давал. Тогда арендодатель обратился в суд с иском о расторжении договора аренды.
Позиция судов
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований арендодателя. Они пришли к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 450 и 619 ГК РФ оснований для расторжения договора аренды исходя из следующего.
Арендатор представил надлежащие доказательства выполнения им обязательств по ремонту арендуемых помещений. Ввиду того что арендатор исполнил условия соглашения и произвел ремонт помещений, арендодатель снизил на 50% арендную плату, установленную договором. Уведомление арендодателя об отзыве своего согласия на сдачу имущества в субаренду представляет собой заявление о существенном изменении договора аренды, в результате которого арендатор лишается того, на что он рассчитывал при его заключении. Такое существенное изменение условий договора в силу п. 1 ст. 450 ГК РФ возможно только по соглашению сторон либо по решению суда. Поскольку ответчик не допустил существенных нарушений условий договора аренды, повлекших для арендодателя такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что вправе был рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ), оснований для расторжения договора аренды по требованию арендодателя, по мнению судов, не имелось.
Окружной суд согласился с аргументами нижестоящих инстанций в части, касающейся исполнения ответчиком обязательств по ремонту помещения. Вместе с тем он признал неверным вывод о том, что ответчик, продолжив сдавать помещения в субаренду после того, как арендодатель отозвал свое согласие, не допустил существенных нарушений. По его мнению, суды неправильно посчитали, что отзыв согласия арендодателя на передачу арендатором помещений в субаренду возможен только путем изменения договора аренды по соглашению сторон или в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ГК РФ согласие собственника на совершение арендатором сделок по распоряжению арендуемым имуществом представляет собой одностороннюю сделку, которая не зависит от воли другого лица — арендатора. Следовательно, истец был вправе в одностороннем порядке отозвать это согласие. В договоре аренды содержалось лишь предварительное согласие на передачу имущества в субаренду. При этом согласно разъяснениям, приведенным в п. 57 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», третье лицо, давшее предварительное согласие на совершение сделки, вправе отозвать его. Выражение согласия на совершение сделок с арендованным имуществом является, по мнению кассации, реализацией правомочий арендодателя, а отзыв этого согласия связан с волеизъявлением самого собственника, которое не может быть ограничено интересами арендатора.
Позиция ВС РФ
ВС РФ отменил постановление суда округа, оставив в силе решения первой и апелляционной инстанций.
Согласно п. 1 ст. 619 и п. 3 ст. 615 ГК РФ договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендодателя в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Пунктом 2 ст. 615 ГК РФ установлено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду. Данная норма не содержит запрета на установление соглашением сторон иного правила. Равно как не содержит и требований к способу выдачи согласия, порядку и форме дачи арендодателем согласия на совершение арендатором сделок, указанных в этом пункте, в том числе сделок субаренды. По воле сторон договора аренды согласие арендодателя может быть выражено в самом договоре, что освобождает арендатора от обязанности получать такое согласие на каждую конкретную сделку (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66).
Арендодатель, заключая договор аренды и передавая имущество в пользование именно с условием, дающим право арендатору сдавать это имущество в субаренду, выражает волю собственника, обусловленную ст. 209 и 615 ГК РФ. Согласованное сторонами договора условие о праве арендатора сдавать арендованное имущество в субаренду в таком случае не является предварительным согласием на совершение сделки по смыслу п. 3 ст. 157.1 ГК РФ, которое вправе отозвать давшее его лицо. Такое условие договора аренды может быть изменено только по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Таким образом, арендодатель был не вправе путем направления уведомления арендатору изменить условия договора, позволяющие арендатору сдавать помещения в субаренду.