ФНС России в письме от 12.01.2018 № СД-4-3/264 рассказала, каким способом должны быть исправлены ошибки в первичных документах, чтобы у компании не возникло проблем с подтверждением расходов для целей налогообложения прибыли.
В письме рассмотрена следующая ситуация. Компания в своей учетной политике предусмотрела, что исправление ошибок в первичных документах производится в порядке, аналогичном для счетов-фактур, путем составления нового документа взамен ошибочного. Ее интересовало: не будет ли при таком способе исправления ошибок проблем с признанием расходов для целей налогообложения?
Налоговики разъяснили, что ни менять ошибочный документ на новый, ни составлять корректировочный документ по аналогии с порядком, установленным для счетов-фактур, нельзя. Аргументировали они свою позицию следующим образом.
Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы (ст. 313 НК РФ). Они должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства (п. 1 ст. 252 НК РФ). Вопросы оформления первичных документов регулируются положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете). А данным законом не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного документа в случае обнаружения в нем ошибок новым документом. В пункте 7 ст. 9 Закона о бухучете указано, что в первичном документе допускаются исправления, которые должны содержать дату корректировки, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Специалисты налогового ведомства также отметили, что корректировочный документ предусмотрен Налоговым кодексом исключительно для счетов-фактур, служащих основанием для принятия НДС к вычету.
Таким образом, для того чтобы не было проблем с признанием расходов в налоговом учете, ошибочные первичные документы нужно исправлять, а не заменять на новые.
В настоящее время Минфин России придерживается такой же позиции (письмо от 23.10.2017 № 03-03-10/69280). Однако ранее специалисты финансового ведомства допускали возможность замены ошибочного первичного документа на новый по аналогии со счетами-фактурами, если такой порядок закреплен в учетной политике организации. Так, в письме от 22.01.2016 № 07-01-09/2235 финансисты указали, что организация вправе самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные документы (ч. 2—4 ст. 8 Закона о бухучете и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). При разработке таких способов допустимо ориентироваться на действующие нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные вопросы (например, на Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Суды признают возможность замены ошибочной первички на новую. Они указывают, что налоговое законодательство не содержит запрета на исправление первичных документов путем их полной замены на новые документы с теми же реквизитами в соответствии с требованиями законодательства (постановления АС Поволжского округа от 24.05.2017 № Ф06-20469/2017, ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4937-11).