Не подходит каршеринг — попробуйте райдшеринг

| статьи | печать

Каршеринг и райдшеринг — это не еда, а перспективные формы пользования автомобилями и та тема, которую мы приберегли из исследования PwC среди российских автовладельцев, посвященного будущему авторынка (см. «ЭЖ», 2018, № 05).

В последние несколько лет активное развитие интернета и мобильных технологий привело к появлению альтернативных способов передвижения, которые в будущем претендуют на то, чтобы изменить привычный подход к организации поездок, констатируют эксперты PwC.

Например, помимо традиционных способов передвижения на личных автомобилях и автомобилях, взятых напрокат, у потребителей появилась возможность осуществлять поминутную аренду автомобилей (каршеринг) и искать попутчиков для совершения совместных поездок (райдшеринг).

Рост к ним интереса потребителей на многих мировых рынках авторы исследования объясняют несколькими факторами:

  • рост урбанизации способствует увеличению количества транспортных средств, что приводит к перегруженности дорог. Это, в свою очередь, ведет к увеличению времени ожидания, росту объема выбросов и затрат на строительство и поддержание инфраструктуры;

  • муниципальные власти реализуют инициативы по снижению перегруженности дорог и уменьшению объема вредных выбросов (например, вводя ограничения на передвижение и парковку в наиболее загруженных местах города и стимулируя пользование общественным транспортом);

  • в настоящее время происходит постепенное смещение потребительских предпочтений от владения автомобилем к временному пользованию им, и это может быть выгодно как самим потребителям (за счет существенной экономии средств), так и автопроизводителям, у которых появляется дополнительная возможность управлять восприятием своего бренда;

  • развитие новых технологий в области мобильных приложений, навигационных систем и телематики значительно упростило процессы поиска, бронирования, использования и возврата арендованного автомобиля;

  • рост объемов вредных выбросов вызывает серьезную озабоченность как властей, так и обычных потребителей, и одним из способов борьбы с загрязнением может стать принятие мер, стимулирующих уменьшение числа автомобилей в личном владении.

Каршеринг: каждая минута на счету

Основные отличия каршеринга от классического проката автомобилей — возможность кратких поездок по городу, автоматизация процесса бронирования-аренды, большое количество пунктов проката. Кроме того, в отличие от традиционного проката, затраты на бензин и страховку включены в стоимость услуги.

Активное развитие каршеринга на Западе началось в начале 2000-х, каршеринговые компании в этих странах уже выходят за границы локальных рынков. Парки крупнейших каршеринговых компаний насчитывают больше 10 000 автомобилей, сообщают исследователи PwC.

По их словам, в России первые сервисы каршеринга появились в 2013 г. На данный момент сервис представлен в крупных городах страны (преимущественно в Москве, где работают больше десяти операторов каршеринга).

На конец 2017 г. общее количество автомобилей, действующих в системе каршеринга, превышало 3000 единиц. Правительство Москвы оценивает потенциальный объем рынка в 10 000—15 000 автомобилей и намерено поддерживать развитие каршеринговых компаний. Так, сообщают авторы исследования, в 2017 г. оно выделило 158 млн руб. в виде субсидий операторам каршеринга на покупку и лизинг авто­мобилей.

Исследование показало, что чем моложе аудитория, тем более лояльно она относится к инновационным технологиям в сфере автотранспорта — услуга каршеринга популярна у 25% опрошенных, входящих в группу 20—34 лет, в то время как у респондентов из группы 35—54 лет этот показатель составляет 15%, а 55—64 лет — 9%. При этом лишь 17% всех респондентов когда-либо пользовались услугой каршеринга.

Около 76% опрошенных согласны с тем, что каршеринг помогает избежать трудностей, связанных с содержанием личного автомобиля. Среди основных недостатков владения личным автомобилем пользователи выделяют высокие цены на топливо и содержание автомобиля, проблемы с парковкой и пробки на дорогах.

«Пользователь самостоятельно едет за рулем. Он не доверяет свою жизнь незнакомому человеку, садясь в такси, — рассуждает о преимуществах каршеринга заместитель генерального директора компании „«Делимобиль“ Станислав Грошов. — Еще одно преимущество — низкая стоимость услуги: нет необходимости платить за то время, когда машина фактически не нужна. Третье преимущество — удобство в использовании: все происходит через мобильное приложение».

Тем не менее, отмечают эксперты PwC, 70% респондентов считают собственный автомобиль наиболее комфортным видом транспорта.

Хотя каршеринг и является прямым конкурентом такси и в некоторых случаях экономически более выгоден, около 44% опрошенных выбрали бы при необходимости такси.

Несмотря на то что доля опрошенных, знакомых с услугой каршеринга, не очень высока, большинство людей убеждены, что услуга будет популярнее в будущем. В следующие пять — семь лет пользователи будут чаще прибегать к альтернативным услугам передвижения (по мнению респондентов PwC, доля пользователей услугой каршеринга вырастет в три раза).

Более 50% респондентов признались, что пользовались бы этой услугой чаще, если бы точки доступа к автомобилям были расположены более удобно.

Каршеринг потенциально может стать эффективным средством передвижения в городской среде, где владение автомобилем перестанет быть обязательным, делают нетривиальный вывод авторы исследования.

Райдшеринг: на троих, а лучше — больше

В некоторых странах райдшеринг признан на законодательном уровне, например, в странах Западной Европы, США и Канаде. Более того, в отдельных странах для пассажиров с попутчиками выделена специальная полоса для движения. Например, в Калифорнии (США) машинам, в которых находятся более трех пассажиров, разрешена езда по специальной полосе, сообщают эксперты PwC.

Основным преимуществом райдшеринга они называют возможность удешевления поездки как для водителя, так и для пассажира. Существуют, по их словам, и другие преимущества, среди которых выделяют возможность нахождения оптимального маршрута при поездках между двумя населенными пунктами, а также то, что вариант поездки можно найти в кратчайшие сроки.

Однако, как отмечают исследователи, наиболее эффективное использование данного сервиса возможно при осуществлении непродолжительных поездок, так как для дальних расстояний больше подходят комфортабельные автобусы и поезда, а для коротких поездок по городу — общественный транспорт.

Сервис райдшеринга в России пока не очень популярен, и регуляторная среда для него на данный момент недостаточно развита, однако интерес к нему растет. По результатам опроса PwC, услугой райдшеринга когда-либо пользовались 11% всех респондентов.

Данная услуга пользуется одинаковым спросом у респондентов от 20 до 34 лет и старше 55 лет (по 13% в каждой группе), при этом наименьший спрос на нее существует среди пользователей из возрастной группы 35—54 лет (9%).

Более 75% опрошенных уверены, что райдшеринг является более доступной услугой, чем поездка на такси, однако райдшеринг уступает такси по показателю безопасности (40% респондентов уверены, что безо­пасность такси намного выше).

Около 74% всех респондентов PwC выразили опасения в связи с тем, что их интересы могут оказаться недостаточно защищенными с точки зрения текущего законодательства.

Исследователи отмечают, что у респондентов не сложилось однозначного мнения относительно того, поможет ли сервис райдшеринга решить проблему пробок. Так, 32% всех опрошенных разделяют это мнение, 38% — не разделяют, и еще 30% не определились.

По мнению респондентов, через пять — семь лет только 2% из них будут на регулярной основе пользоваться услугами райдшеринга.

Последний имеет потенциал развития, однако для этого необходимо уделить внимание решению таких вопросов, как более четкое нормативно-правовое регулирование отношений пользователей и лиц, предоставляющих услугу по перевозке. Кроме того, необходимо обеспечить прозрачность взаиморасчетов, а также принимать меры по предотвращению нелегальных видов деятельности, которые могут возникать в рамках данного сервиса, заключают эксперты PwC.

К сведению

Каршеринг (от англ. car — «автомобиль» и share — «делиться») — услуга краткосрочной аренды автомобиля, которая осуществляется через мобильное приложение (как правило, с поминутной оплатой и возможностью вернуть автомобиль, оставив его в любой точке внутри определенной зоны).

Райдшеринг (от англ. ride — «поездка» и share — «делиться») — это совместные поездки на автомобиле, где все участники делят расходы между собой.

Основные опасения водителей в связи с вождением автомобиля

Опасения

Доля респондентов, %

Пробки на дорогах, потеря времени в пробках

66

Проблемы с парковкой (недостаточно парковочных мест, высокие парковочные тарифы)

65

Высокие цены на топливо и содержание автомобиля

63

Высокая стоимость автомобиля

17

Отсутствие безопасности при вождении автомобиля

11

Источник: PwC

Доля респондентов, которые пользовались услугами каршеринга, %

Возрастная группа

Доля



20—34 года

25

35—54 года

15

55—64 года

9

Мнение потребителей о безопасности пользования услугами райдшеринга, % респондентов

Возрастная группа

Безопасен

Небезопасен

Затрудняюсь ответить

20—34 года

43

29

28

35—54 года

37

31

32

55—64 года

42

31

27