Новая форма справки 2-НДФЛ: специфика для реорганизации
С 1 января 2018 г. обязанность представлять в налоговые органы справки по форме 2-НДФЛ предусмотрена и для правопреемников реорганизованных компаний в ситуации, когда последние не сдали эту отчетность. Такое правило введено в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ и теперь содержится в п. 5 ст. 230 НК РФ.
При прекращении организации путем реорганизации последним налоговым периодом для нее является период времени с 1 января календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Таким образом, по общему правилу компания — налоговый агент должна представить сведения по форме 2-НДФЛ за последний налоговый период самостоятельно (письмо ФНС России от 27.11.2015 № БС-4-11/20731@). Если же она эту обязанность не исполнит, то отчитаться за нее должен будет правопреемник.
Справку по форме 2-НДФЛ, которая сдается за реорганизованную компанию, правопреемник заполняет с учетом следующих особенностей:
— в поле «Признак» ставится «3», если справка содержит сведения о доходах, и «4», если она является сообщением, предусмотренным п. 5 ст. 226 НК РФ, о невозможности удержать налог;
— в поля «Телефон», «ИНН», «КПП» заносятся телефонный номер правопреемника, его ИНН и КПП;
— код по ОКТМО указывается по месту нахождения реорганизованной организации;
— в поле «Налоговый агент» записывается наименование реорганизованной организации;
— в поле кода формы реорганизации приводится соответствующий код (1 — преобразование, 2 — слияние, 3 — разделение, 5 — присоединение, 6 — разделение с одновременным присоединением);
— в поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» вносятся соответственно ИНН и КПП реорганизованной организации.
В связи с появлением у правопреемника обязанности представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ в том случае, когда реорганизованная компания сама не исполнила эту обязанность, у бухгалтеров возник вопрос. Сколько справок по форме 2-НДФЛ нужно составить в отношении работника, который в течение календарного года сначала работал в реорганизованной компании, а потом перешел к правопреемнику?
Ответ специалисты налоговой службы дали в письме от 17.01.2018 № ГД-4-11/582@. Налоговики разъяснили, что, сдавая справки по форме 2-НДФЛ, правопреемник выполняет две обязанности, возложенные на него Налоговым кодексом: одну — как налоговый агент, а вторую — как правопреемник реорганизованной компании, которая не исполнила обязанность по представлению справок. Поэтому он должен сформировать две справки 2-НДФЛ. В одной он показывает доходы физического лица, полученные от реорганизованной компании, а в другой — от правопреемника. Обе справки налоговый агент сдает в налоговый орган по месту своего учета.
Обновленную справку нужно использовать начиная с представления сведений о доходах физических лиц за 2017 г.
(Приказ ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@)
Формирование бланков строгой отчетности
Нужно ли применять отдельную автоматизированную систему для формирования и печати бланков строгой отчетности, если у компании есть ККТ с аналогичными функциями? Ответ на этот вопрос дал Минфин России.
Понятия «автоматизированная система для бланков строгой отчетности» и «бланк строгой отчетности» приведены в ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Проанализировав эти понятия, специалисты финансового ведомства пришли к следующему выводу. Если в контрольно-кассовой технике, отвечающей требованиям действующего законодательства РФ о применении ККТ, предусмотрена функция формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях, применение отдельной автоматизированной системы для бланков строгой отчетности не обязательно.