Минфин России в письме от 15.01.2018 № 03-03-06/1/1026 разъяснил вопрос, когда компания должна включить в состав доходов при расчете налога на прибыль присужденные судом штрафные санкции и неустойки за нарушение контрагентом условий договора. Подробности — в нашем комментарии.
Пункт 3 ст. 250 НК РФ обязывает организации включать в состав внереализационных доходов суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств. Доход появляется, когда должник сам согласился уплатить компании данные суммы или же штрафы присудил ему суд.
Порядок отражения санкций по договору прописан в ст. 317 НК РФ. Согласно этой норме компании, которые используют метод начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если в договоре не установлен размер штрафных санкций, у организации-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. Если выплатить штраф присудил должнику суд, то в этом случае компания должна начислить внереализационный доход на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Исходя из указанных норм Кодекса, специалисты Минфина России указали следующее. Компания должна начислить в налоговом учете внереализационный доход в виде штрафов (пеней, неустойки) за нарушение условий договора, взысканных в судебном порядке, на основании решения суда, вступившего в законную силу. Данный порядок относится как к суммам, определенным судом на дату принятия судебного решения, так и к суммам, которые рассчитываются на основании судебного решения и подлежат взысканию после его принятия.
Момент отражения в налоговом учете внереализационных доходов установлен в п. 4 ст. 271 НК РФ. Так, в подпункте 4 указанной нормы сказано, что датой получение доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Соответственно, если сумму санкций, которую должен уплатить должник, установил суд, то такой доход признается получателем на дату вступления в силу решения суда.
А вот порядок признания санкций, возникающих и подлежащих уплате на основании судебного решения после даты его вступления в силу, Налоговым кодексом не установлен. По мнению финансистов, такие доходы должны признаваться в соответствии с общими принципами признания доходов при методе начисления. То есть подлежащие уплате суммы санкций со дня принятия судебного решения до момента фактического погашения долга учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного (налогового) периода или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее.
К сведению
Если контрагент согласен с уплатой им штрафных санкций за нарушение условий договора, то пострадавшая сторона должна отразить в налоговом учете внереализационный доход на дату признания долга. Что же считать такой датой?
Специалисты финансового ведомства считают, что письменным подтверждением признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных условий, исходя из обычаев делового оборота, могут являться любые действия контрагента, удостоверяющие факт признания нарушения обязательства, позволяющие определить размер суммы, признанной должником. К таким действиям, по мнению финансистов, относится:
оплата должником задолженности (письмо Минфина России от 19.02.2016 № 03-03-06/1/9336);
подписание сторонами договора двустороннего акта, соглашения о расторжении договора, акта сверки либо иного аналогичного документа (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946);
получение от должника письма или иного документа, подтверждающего факт нарушения обязательства и позволяющего определить размер суммы, признанной должником (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946).