Верховный суд в Определении от 23.01.2018 № 306-КГ17-21112 признал правомерным отказ налогового органа внести изменения в учредительные документы в связи с тем, что в заявлении организация указала адрес массовой регистрации.
Организация подала в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице. К заявлению компания приложила решение о смене адреса местонахождения. В нем был указан адрес физического лица — единственного участника организации (назовем его гражданин N).
Налоговики провели мероприятия по проверке заявления и обнаружили, что собственником указанной в адресе квартиры является гражданин N, который использует данное помещение для массовой регистрации и для реорганизации юридических лиц. На момент рассмотрения заявления по указанному адресу было зарегистрировано 75 юридических лиц. Кроме того, согласно сведениям из ЕГРЮЛ гражданин N осуществляет полномочия руководителя в 42 не ликвидированных юридических лицах и входит в состав участников 37 не ликвидированных юридических лиц. Данные сведения послужили причиной для отказа в государственной регистрации изменений.
Компания попыталась оспорить решение налогового органа в суде, но безуспешно. Суды трех инстанций, а затем и Верховных суд признали отказ законным.
Арбитры указали, что материалы дела подтверждают недостоверность сведений об адресе и отсутствие намерений использовать его для связи с юридическим лицом. Кроме того, гражданин N является «массовым» руководителем организаций. Данный факт исключает возможность осуществления им управления организацией в должном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица. Если регистрирующий орган обнаружит недостоверность сведений в представленных документах, у него есть право отказать в государственной регистрации (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). По мнению арбитров, представление заявления, не отражающего действительного адреса юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. А это является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Данный подход полностью согласуется с правовой позицией, изложенной Пленумом ВАС РФ в п. 2 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». Так, о недостоверности сведений может, в частности, свидетельствовать то обстоятельство, что адрес, указанный в документах, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении которых есть информация о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители организации по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).
Следует отметить, что аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (письма от 14.11.2017 № 03-12-13/75024, № 03-12-13/75027).