Экономика спорта — тема в «ЭЖ» крайне редкая. Чуть восполнить этот пробел позволяет совместное исследование PwC и Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), посвященное, как понятно, экономике отечественного футбола. «В струю» их работа еще и потому, что летом текущего года Россия принимает у себя чемпионат мира по данному виду спорта.
Одной полосой качественно представить комплексное, а потому объемное исследование PwC и РФПЛ невозможно, поэтому ограничимся теми его разделами, которые отражают финансовые аспекты деятельности клубов Лиги, и, думается, актуально сравнение в этом плане с ведущими европейскими лигами.
Доходы и расходы клубов РФПЛ анализировались экспертами PwC за каждый финансовый год. Совокупные значения расходов включают в себя все операционные и неоперационные затраты клубов, в том числе издержки по обслуживанию долга и прочие финансовые расходы, а также часть затрат, являющихся неденежными. К ним, например, относится амортизация регистраций (трансферных контрактов) игроков.
На протяжении рассматриваемого периода наблюдается тенденция к росту как доходной, так и расходной частей. Основным фактором роста доходной части стало повышение выручки от реализованных билетов и абонементов, а также от спонсорских и прочих коммерческих соглашений.
Важным фактором, влияющим на изменение динамики доходов и расходов, является изменяющийся год от года состав участников первенства РФПЛ.
Основным драйвером изменения структуры доходов клубов РФПЛ стало появление новых стадионов, позволяющих существенно увеличить доходы от продажи билетов и матчевых мероприятий.
Одновременно рост показаля поступления от УЕФА — как за счет успешных выступлений российских клубов в еврокубках, так и за счет общего роста средств, направляемых УЕФА на выплаты клубам.
При этом, подчеркивают авторы исследования, следует учитывать, что данные о поступлениях от УЕФА представлены в соответствии с отчетностью клубов РФПЛ и могут отличаться от данных УЕФА в связи с особенностями российской учетной политики и разницей в валютных курсах, использовавшихся при отражении соответствующих поступлений в отчетности.
Клубы РФПЛ продолжают политику диверсификации источников финансирования: на протяжении рассматриваемого периода доля целевых поступлений сокращается в пользу спонсорских и прочих коммерческих доходов.
Скачок 2013 г. связан с изменением финансовой политики ФК «Анжи».
Для расчета призовых клубов РФПЛ от участия в соревнованиях УЕФА экспертами PwC было сделано предположение, что клубы признают выручку от «рыночного пула» призовых, а также выручку от участия в групповом этапе турнира после его окончания в первой половине сезона (до Нового года), а выручку от стадии плей-офф — во второй половине сезона (после Нового года).
Благодаря постоянному участию в Лиге чемпионов ФК «Зенит» заработал за пять лет порядка 101 млн евро призовых, что является наивысшим показателем для российских клубов за указанный период. На втором месте находится ПФК ЦСКА с суммой в 74 млн евро за пять лет. Совокупные доходы остальных клубов от выплат призовых УЕФА за данный период составили 98 млн евро.
Требования финансового «фэйр-плей» (ФФП) были введены УЕФА в 2009 г. и направлены на достижение баланса между доходами и расходами клубов и снижение дефицита их бюджета, что позволяет клубам быть финансово устойчивыми в долгосрочной перспективе.
В 2014 и 2015 гг. несколько российских клубов превысили установленный УЕФА показатель дефицита безубыточности и были вынуждены заключить с УЕФА мировые соглашения, направленные на приведение финансовых показателей клубов в соответствие с нормативами регулятора.
После выплат клубами соответствующих штрафов УЕФА в рамках действующих соглашений продолжает мониторинг финансовой деятельности футбольных клубов «Зенит», «Локомотив», «Рубин» и «Краснодар».
В течение сезона 2016/2017 ни один из российских клубов не был оштрафован за нарушения правил финансового «фэйр-плей».
По итогам анализа посещаемости матчей РФПЛ за последние десять сезонов авторы исследования делают следующие выводы:
-
РФПЛ на протяжении всего периода сохраняет стабильную аудиторию — в среднем 12 000 зрителей на одном матче;
-
по итогам двадцати туров сезона 2017/2018 показатели посещаемости матчей находятся на рекордном уровне — в среднем 13 000 зрителей на одном матче;
-
в случае сохранения подобной тенденции суммарная посещаемость матчей за сезон также может оказаться рекордной.
Лидерами по заполняемости стадионов в сезоне 2016/2017 стали футбольные клубы «Оренбург» и «Зенит» (77 и 76% соответственно). В случае оренбургского клуба существенную роль сыграли малая вместимость стадиона (7500 мест) и дебют в РФПЛ.
На третьем месте расположился «Спартак», заполняемость нового стадиона которого растет из сезона в сезон (55, 56 и 72% за последние три сезона).
Спортивные результаты повлияли на посещаемость игр «Крыльев Советов»: заполняемость их домашнего стадиона по итогам сезона составила всего 21% при вместимости 30 000 человек, а сам клуб покинул РФПЛ.
В этом сезоне стадион «Открытие Арена» уступил звание самого вместительного стадиона РФПЛ стадиону «Санкт-Петербург», который заявлен «Зенитом» в качестве основной арены. При этом петербургскому клубу удалось улучшить и показатель заполняемости, который теперь составляет 80%.
Клубы, выступающие на новых аренах второй сезон, — «Краснодар» и ЦСКА — также продемонстрировали положительную динамику заполняемости.
У новичков РФПЛ наблюдается разная картина: «СКА-Хабаровск» в первом сезоне в Премьер-лиге демонстрирует 53% заполняемости, в то время как «Динамо» и «Тосно», в контексте существующих проблем с собственными стадионами, — 37 и 31% соответственно.
Структура доходов клубов РФПЛ значительно отличается от средней структуры доходов команд прочих ведущих европейских лиг. Средняя доля дохода команд сопоставимых лиг от медиаправ составляет 38,7% от совокупной выручки, в то время как в РФПЛ данный показатель равняется 4,1%.
В силу относительно невысокой стоимости медиаправ чемпионата РФПЛ российские клубы вынуждены компенсировать это средствами спонсоров, а также целевыми поступлениями. Доля спонсорских и прочих коммерческих доходов клубов РФПЛ составляет 60,6% от общих доходов клубов Лиги, что является наивысшим показателем среди топ-10 чемпионатов и превышает среднее значение по данным лигам (без учета РФПЛ) почти в два раза.
За счет целевых поступлений, относящихся к прочим доходам, доля доходов клубов РФПЛ по данной категории превышает среднее значение по сопоставимым лигам в четыре раза.
РФПЛ делит 6—7-е места с турецкой Суперлигой по общей сумме расходов клубов без учета трансферов.
В этих же двух чемпионатах, а также в Португалии соотношение объема расходов на выплаты заработной платы сотрудникам к объему выручки является наиболее высоким (71—72%).
Данный факт, отмечают аналитики PwC, говорит о несбалансированности бюджетов клубов; в случае с Россией одним из факторов также являются договоры, заключенные в иностранной валюте, при нестабильности обменного курса.
Доходы клубов РФПЛ в 2012—2016 гг., млрд руб.
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|
38,7 |
56,1 |
53,7 |
59,1 |
63,3 |
Источник: PwC |
Финансовые результаты клубов РФПЛ в 2012—2016 гг., млрд руб.
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|
–3,6 |
–3,7 |
–8,0 |
–9,4 |
+3,2 |
Источник: PwC |
Структура общих доходов клубов РФПЛ в 2016 г., % от общей суммы
Источники доходов |
Доля |
---|---|
Медиаправа (внутренний чемпионат) |
3,5 |
Доходы от билетов и матчевых мероприятий |
4,7 |
Поступления от УЕФА |
6,7 |
Целевые поступления |
13,8 |
Спонсорские и прочие коммерческие доходы |
44,0 |
Прочие доходы |
27,3 |
Источник: PwC |
Соотношение расходов на зарплаты к выручке в клубах топ-10 европейских чемпионатов в 2016 г., % (млн евро)
Страна |
% (сумма) |
---|---|
Англия |
63 (3077) |
Германия |
50 (1356) |
Испания |
57 (1430) |
Италия |
68 (1365) |
Франция |
69 (1021) |
Турция |
71 (523) |
Голландия |
60 (288) |
Португалия |
71 (259) |
Бельгия |
63 (227) |
Россия |
72 (502) |
Источник: PwC |