Резидентам ОЭЗ — прежние льготы
На рассмотрение в Госдуму представлен законопроект № 388996-7 о сохранении для резидентов ОЭЗ нулевой ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов.
До 1 января 2018 г. для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ была предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). С этого года резиденты технико-внедренческой ОЭЗ должны уплачивать налог на прибыль в федеральный бюджет по ставке 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ). Данный порядок предусмотрен в п. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ.
Кроме того, с 1 января 2018 г. для резидентов технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ повышены тарифы страховых взносов. Если в 2017 г. их совокупный размер был равен 14%, то с 1 января 2018 г. эта величина выросла до 21%, а к 2019 г. составит 28% (подп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
По мнению разработчиков законопроекта, повышение ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов негативно скажется на привлекательности ОЭЗ. В связи с этим предлагается внести в ст. 284 и 427 НК РФ следующие изменения. Так, в ст. 284 НК РФ должен появиться новый подп. 1.2. В нем сказано, что для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ нулевая ставка по налогу на прибыль в федеральный бюджет устанавливается в течение десяти налоговых периодов начиная с периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности в ОЭЗ.
А в новом подп. 1.2 п. 2 ст. 427 НК РФ будет определено, что тарифы страховых взносов, действовавшие в 2017 г., сохраняются для резидентов технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ в течение десяти лет со дня заключения соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Энергоэффективность для целей применения льготы по налогу на имущество
Минфин России в письме от 15.01.2018 № 03-05-05-01/1210 дал ответ на вопрос, вправе ли компания воспользоваться льготой, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, по вновь веденному зданию склада, имеющему класс энергетической эффективности C+.
Пунктом 21 ст. 381 НК РФ предусмотрено, что организации в течение трех лет освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении, в частности, вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если по таким объектам в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Финансисты отметили, что действующим законодательством обязательное определение класса энергетической эффективности предусмотрено только для многоквартирных домов. А в отношении иных зданий (строений, сооружений) он может быть установлен по решению застройщика или собственника. Многоквартирными домами с высоким классом энергетической эффективности для целей налогового законодательства признаются дома классов A, A+, A++ (п. 25 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр). В связи с этим специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что и по иным зданиям (строениям, сооружениям) высоким классом энергетической эффективности может быть только класс А и выше.
Поэтому по зданию склада, имеющему класс энергетической эффективности C+, льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, не применяется.
Изменение договора о КГН
Каков порядок внесения изменений в договор о КГН, если для этого имеется несколько оснований? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 31.01.2018 № 03-12-11/3/5406.
Допустим, КГН состоит из трех участников. Один из них решил ликвидироваться. В течение одного месяца после этого два других участника реорганизовались.
Согласно п. 2 ст. 25.4 НК РФ ликвидация и реорганизация участника КГН являются двумя отдельными основаниями для внесения изменений в договор о КГН. Соглашение об изменении договора о создании КГН подается в налоговый орган в течение одного месяца со дня возникновения обстоятельств для изменения договора (подп. 3 п. 4 ст. 25.4 НК РФ).
Но как правильно представить данное соглашение в рассматриваемой ситуации? Нужно ли представлять отдельно соглашения в связи с ликвидацией участника и в связи с реорганизацией остальных участников или можно подать одно?
Специалисты финансового ведомства указали, что Налоговый кодекс не содержит положений о том, что участник, находящийся в процессе ликвидации, до момента ее завершения должен выйти из состава КГН. Поэтому в данном случае в соглашении о внесении изменений в договор о создании КГН учитываются изменения по обоим основаниям.
Начало камеральной проверки
Сколько может длиться камеральная налоговая проверка, если дата ее начала не совпадает с днем получения налоговым органом декларации? Разъяснения на этот счет содержатся в письме Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955.
В Налоговом кодексе установлено, что срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом даты начала и окончания камеральной проверки не определены. Но они указываются в акте камеральной проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).
По мнению специалистов финансового ведомства, течение срока, установленного для проведения камеральной проверки, начинается со дня получения налоговым органом декларации. При этом дата ее фактического начала может не совпадать с этим днем.
Из сказанного финансистами следует, что камеральная проверка может быть начата в любой день трехмесячного срока со дня получения декларации. Но закончить ее налоговики обязаны не позднее этого трехмесячного срока.
Платежи некоммерческим организациям
В письме от 12.01.2018 № 03-03-06/1/797 Минфин России пришел к выводу, что компания не может учесть в расходах по налогу на прибыль платежи некоммерческой организации, обязательность уплаты которых установлена соглашением с ней.
Согласно п. 40 ст. 270 НК РФ в расходах по налогу на прибыль не учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК РФ. Подпунктом 29 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются взносы, вклады и иные обязательные платежи некоммерческим организациям, если их уплата является условием для осуществления деятельности компании.
Специалисты финансового ведомства указали, что данная норма применяется только в том случае, когда перечисление платежей необходимо для осуществления деятельности в силу норм законодательства РФ. Иные случаи, в том числе когда обязательность уплаты платежей некоммерческой организации обусловлена соглашением с ней, под ее действие не подпадают.
Из сказанного финансистами следует, что в рассматриваемом случае компания не может учесть в расходах платежи некоммерческой организации.
Вычет таможенного НДС частями
В письме от 26.01.2018 № 03-07-08/4269 Минфин России рассказал о нюансах, которые нужно учитывать при принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров, частями в разных налоговых периодах.
По ввезенным в РФ товарам, которые предназначены для использования в облагаемых НДС операциях, вычеты могут быть заявлены частями в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Однако в п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты НДС, уплаченного при ввозе основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия данных объектов на учет.
В связи с этим специалисты Минфина России разъяснили, что компания вправе принимать к вычету НДС, уплаченный на таможне, частями в разных налоговых периодах, за исключением налога по ввезенным основным средствам и оборудованию к установке.
Комитент на «упрощенке», а посредник на общей системе
Финансисты всегда считали, что если комиссионер является плательщиком НДС, то в случае продажи товаров, принадлежащих комитенту на УСН, он не должен выставлять счет-фактуру с НДС. Неизменность своей позиции Минфин России подтвердил в письме от 24.01.2018 № 03-07-11/3556.
Компании на ОСН при реализации товаров должны предъявлять НДС к оплате покупателям путем выставления счета-фактуры (п. 1 ст. 168 НК РФ). А вот организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому у них нет обязанности выставлять покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога. Но какие положения НК РФ нужно ставить во главу угла в ситуации, когда посредник находится на ОСН и, соответственно, является плательщиком НДС, но реализует по договору комиссии товары комитента на УСН? Свой ответ финансисты построили на нормах ГК РФ. Так, при продаже товаров, полученных по договору комиссии, комиссионер в отношениях с покупателями выступает от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ). В рамках договора комиссии комиссионер действует за счет комитента (п. 1 ст. 990 НК РФ). Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 НК РФ). Таким образом, посредник реализует не свое имущество. Поэтому комиссионер на ОСН при реализации товаров по поручению комитента на УСН не должен предъявлять покупателям НДС.