В Госдуме 12 февраля прошел круглый стол «Страховые медицинские организации. Законодательное регулирование, финансирование и новые парадигмы развития». Выступавшие на нем представители страхового сообщества пообещали изменения в системе ОМС.
Предлагаемые страховщиками изменения в системе ОМС приведут к тому, что страховые компании станут реальными защитниками прав застрахованных граждан при их обращении в лечебные учреждения по полису ОМС.
Для этого уже создан институт страховых представителей трех уровней: кол-центры — на первом уровне, специалисты, работающие со сложными обращениями, — на втором и эксперты по оценке качества оказания медпомощи — на третьем. Последние начинают работу с этого года. Задачей специалистов третьего уровня также станет мотивировка пациентов к выполнению рекомендаций врача по результатам диспансеризации, проверка своевременности диспансерного наблюдения, контроль за выполнением плановых госпитализаций и диагностических мероприятий. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), всего в системе уже работают более 8000 страховых представителей, прошедших соответствующую подготовку.
Ранее, осенью 2017 г., всероссийский опрос ВЦИОМ показал, что только 9% российских граждан удовлетворены состоянием системы здравоохранения в стране. Правда, в основном недовольство граждан связано с нехваткой или низкой квалификацией врачей, на работу страховщиков ОМС пожаловались только 3% респондентов.
Последнее, вероятно, связано с тем, что проведенный примерно тогда же опрос ОНФ показал, что 80% граждан вообще не подозревают о таком феномене, как «страховые медицинские специалисты», и, соответственно, не представляют, какие претензии им можно предъявлять.
В настоящее время страхованием ОМС занимаются 44 страховые медорганизации, имеющие 254 филиала во всех регионах страны.
Согласно озвученным на круглом столе председателем ФОМС Наталией Стадченко данным, в 6% случаев летального исхода выявлены нарушения при оказании медицинской помощи.
Ряд экспертов высказали мнение, что данный показатель занижен как минимум вдвое (для примера: аналогичный показатель в США составляет 9,5%). С этими возражениями поспорил руководитель рабочей группы Совета по медицинскому страхованию ВСС, профессор, доктор медицинских наук Алексей Березников.
По результатам проверки, проведенной медицинскими страховщиками, сообщил А. Березников, в стационаре количество лечебных ошибок, приведших к летальному исходу, составило от 20 до 50%, на этапе скорой медицинской помощи — от 15 до 30%, на амбулаторно-поликлиническом этапе — до 10%. Количество случаев с нарушениями при проведении экспертизы качества по поводу констатации смерти на дому и смерти до приезда или в присутствии бригады скорой помощи оказалось близко к нулю, в результате при расчете единого показателя и получились усредненные данные и те самые 6%.
«При проведении экспертизы качества медицинской помощи страховыми медицинскими организациями целью является не столько оценка связей нарушений с неблагоприятным исходом, сколько оценка качества медицинской помощи. В полной мере причинно-следственные связи оценивает судебно-медицинская экспертиза. Экспертиза страховщиков выполняет ровно ту роль, которую ей отвели, и делает это вполне успешно», — сказал А. Березников.
Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов прокомментировал полученные данные так: «Сравнение данных ФОМС с данными исследования, проведенного специалистами американской Школы медицины Университета Джонса Хопкинса в 2015 г., некорректно. Слишком разные системы здравоохранения сравниваются: если в РФ здравоохранение доступно для всего населения, то в США доступность медицинской помощи для населения имеет заметные ограничения. Что еще важно — в американском исследовании не учитываются случаи констатации смерти бригадами скорой помощи и участковыми врачами, да и рассматривался более длительный период медицинской помощи, чем при проведении экспертизы по поводу летального исхода. Вот если сравнивать сопоставимые группы, например по летальным случаям при оказании помощи в стационаре, то не выявляется и разница в показателях».
Младенческая смертность за 2016 г. в России на 1000 родившихся живыми, по данным Росстата, примерно соответствует аналогичному показателю в США (6,0 и 5,8 человек соответственно), чем представители ВСС и ФОМС крайне гордятся.
По мнению А. Березникова, в США средний показатель медицинской ошибки, приведшей к летальному исходу, выше за счет американской «привычки граждан судиться часто и на любую тему, значимых сумм удовлетворяемых исков и страховании при этом ответственности врачей», а также частного характера медстрахования. Поэтому сравнивать соответствующую статистику в США и России, по его мнению, некорректно.
Со своей стороны Д. Кузнецов пообещал активную работу страхового сообщества по улучшению качества медицинской помощи.
«В рамках Всероссийского союза страховщиков специалистами страховых компаний проработан очередной эффективный механизм повышения качества медицинской помощи посредством усиления межведомственного взаимодействия. Как показали пилотные результаты, эта простая методика позволяет эффективно в течение полугода практически в два раза сократить количество нарушений, создающих риски утяжеления течения заболевания. Страховщики рассказали о них в Госдуме. Полагаю, что довольно скоро мы сможем обсудить наши предложения с руководством ФФОМС и Минздрава России», — заявил вице-президент ВСС.