Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на базе ежеквартальных опросов более 3700 руководителей оптовых торговых организаций, проводимых Росстатом, подытожил оценку состояния делового климата в названном секторе в 2017 г. и дал обобщенный прогноз на I квартал 2018 г. Среди основных выводов: главной опорой деловой активности в опте в 2017 г. была торговля товарами производственно-технического назначения, немалую роль сыграло и развертывание доступных кредитных программ для продолжавшего терять доходы населения.
Состояние делового климата оптовых организаций России по итогам 2017 г., по оценке ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, характеризует умеренно-восстановительный тренд, формирование которого происходило в рамках инерционно-консервативных тенденций двух предшествовавших лет. В течение года влияние стабилизирующих факторов было слабым, в результате чего сегмент не сумел повысить деловую активность, чтобы превзойти темпы роста, набранные по итогам IV квартала 2016 г.
В IV квартале 2017 г. оживление деловой активности выразилось в увеличении главного композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) на 1 п.п., до +5%.
В числе основных драйверов деловой активности сегмента по итогам года эксперты ЦКИ выделяют экономическую деятельность, связанную с оптовыми продажами:
-
руды и металлов (рост ИПУ в течение года с +6 до +12%);
-
лесо- и стройматериалов (с +5 до +8%);
-
автотранспортных средств (с 0 до +5%);
-
автомобильных деталей (с +1 до +7%);
-
машин и оборудования (с +3 до +7%);
-
пищевых продуктов (с +4 до +8%);
-
бытовых электротоваров (с –2 до +6%).
Ключевыми «антидрайверами» формирования делового климата стали оптовые фирмы, реализующие фармацевтические и медицинские товары, парфюмерию и косметику, а также бытовую мебель и прочие неэлектрические товары. Одновременно подавляющее воздействие оказывалось со стороны таких сегментов, как оптовый рынок топлива, химических продуктов и сельхозсырья.
В IV квартале 2017 г. итоговая динамика основных операционных показателей торгового процесса характеризовалась неблагоприятными тенденциями, обусловившими сохранение низких отрицательных значений по итогам года. После однократного позитивного импульса во II квартале, что выразилось в некотором ослаблении темпов сокращения спроса, товарооборота и объема продаж относительно 2016 г., в последующих кварталах указанные индикаторы практически не изменялись.
В частности, балансовое значение спроса вследствие замедления снижения относительно I квартала на 5 п.п. в течение следующих двух кварталов фиксировалось на отметке –10%. Аналогичная тенденция прослеживалась и в динамике объема продаж, значение которого во 2-м полугодии оставалось стабильным, составляя –9%.
Слабые негативные изменения по итогам года наблюдались лишь в динамике товарооборота, баланс оценки изменения которого возобновил снижение и по сравнению с III кварталом уменьшился на 2 п.п., до –10%.
После некоторого спада в динамике увольнений в середине года, в IV квартале в оптовых организациях вновь произошло слабое увеличение интенсивности сокращения численности занятых. Баланс оценки изменения данного показателя снизился относительно двух предшествующих кварталов на 1 п.п. и составил –8%.
Ассортиментная политика оптовых организаций в течение 2017 г. сохранила высокую инерционность. Расширение номенклатуры реализуемых товаров продолжалось, но более активное насыщение товарного предложения было характерно для 2-го полугодия, что выразилось в некотором ускорении темпов роста ассортимента в III квартале (балансовое значение показателя увеличилось на 2 п.п. и составило +4%). В IV квартале изменений не последовало, и организации завершили торговый сезон в рамках адаптационной стратегии расширения ассортиментной матрицы на уровне предшествующего квартала — баланс показателя сохранился на отметке +4%.
Акцентированный рост ассортимента товаров происходил в организациях, реализующих парфюмерные и косметические товары, бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары, а также автомобильные детали, узлы и принадлежности.
Несмотря на общеэкономическую тенденцию замедления инфляции, цены на реализуемые товары в оптовых организациях по сравнению с началом года возобновили ускорение роста. Балансовое значение цены реализации возросло относительно III квартала на 4 п.п. и составило +54% (+59% в IV квартале 2016 г.).
Одним из факторов роста цен реализации в обследуемом периоде оказалась ценовая политика, проводимая основными поставщиками товаров для оптовых фирм. В результате анализируемый период с точки зрения изменения закупочной цены стал самым неблагоприятным для оптовиков. Балансовое значение изменения закупочной цены увеличилось с +56 до +60%, что в свою очередь превысило все значения данного показателя за 2017 г. (в IV квартале 2016 г. баланс составлял +66%).
Порядок расчетов оптовых торговых организаций с поставщиками и покупателями реализуемых товаров по итогам IV квартала 2017 г. не изменился. Сохранилась по сравнению с предыдущим кварталом и система расчетов организаций оптовой торговли с поставщиками продукции, при которой доля безналичной формы была основной и составила 97% от общего объема расчетов.
Деловой климат, сформировавшийся в сфере оптовой торговли по итогам 2017 г. и IV квартала в частности, не способствовал образованию тенденций, направленных на укрепление слабого финансово-экономического потенциала организаций. Находясь под инерционным влиянием многочисленных лимитирующих факторов, данная группа индикаторов по-прежнему оценивалась большинством респондентов крайне негативно. Тем не менее, отмечают аналитики ЦКИ, в течение года в отрасли произошли слабые позитивные подвижки, которые несколько сгладили их негативные тренды (см. таблицу).
Основным источником финансирования деятельности организаций оптовой торговли, как и прежде, оставались собственные оборотные средства — 73% (в предыдущем периоде 74%). Доля кредитных и заемных средств в общем объеме финансовых средств сохранилась на уровне предыдущего периода — 18% (в III квартале 2017 г. — 18%), финансовых средств клиентов и прочих средств — 8 и 1% (в III квартале 2017 г. — 7 и 1% соответственно).
В IV квартале 2017 г. впервые за последние два года, напоминают авторы исследования, предприниматели более позитивно оценили сложившееся по итогам года экономическое положение в своих организациях, что заметно сгладило негативный тренд данного индикатора: балансовое значение скорректировалось до –2% против –4% в предшествующем и –5% в I квартале 2017 г.
По мнению предпринимателей, в IV квартале 2017 г. в числе наиболее весомых лимитирующих ограничений продолжал оставаться «недостаточный платежеспособный спрос», воздействие которого отмечали более 60% респондентов. Однако по сравнению с 2016 г. со стороны данного фактора, а также некоторых других, произошло некоторое снижение интенсивности негативного влияния.
Таким образом, исходя из динамики большинства индикаторов, характеризующих финансово-экономическую деятельность оптовых организаций России по итогам 2017 г., аналитики ЦКИ делают вывод, что сегмент функционировал в рамках умеренно-оптимистичного сценария развития, завершив бизнес-сезон на относительном подъеме деловой активности.
Тем не менее, отмечают они, в течение года так и не появились факторы и не произошли качественные структурные изменения, способствующие повышению интенсивности динамики отраслевого процесса для преодоления темпов роста, достигнутых в 2016 г.
В то же время одной из отличительных особенностей 2017 г. аналитики Центра считают увеличение пула организаций, формирующих положительный тренд развития отрасли.
Вместе с тем расширение успешных оптовых ниш на фоне хронического помесячного сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения с ноября 2014 г. было бы невозможным, если бы не разворачивание доступных кредитных программ для населения, которое в течение прошлого года характеризовалось повышенной востребованностью, дополняют свои наблюдения авторы анализа.
Учитывая высокую инерционность наблюдаемых экономических процессов, а также сниженные ожидания респондентов в конце прошлого года в части спроса, объема продаж и товарооборота, изменение акцентов в состоянии делового климата в сложившихся тенденциях в I квартале 2018 г. вряд ли возможно, заключают эксперты ЦКИ.
Динамика оценок основных показателей деятельности организаций оптовой торговли, балансы, %
|
2016 |
2017 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
Спрос |
–17 |
–12 |
–10 |
–7 |
–15 |
–10 |
–10 |
–10 |
Оптовый товарооборот |
–19 |
–12 |
–2 |
–3 |
–16 |
–12 |
–8 |
–10 |
Объем продаж в натуральном выражении |
–19 |
–12 |
–9 |
–7 |
–16 |
–12 |
–9 |
–9 |
Ассортимент товаров |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+2 |
+2 |
+4 |
+4 |
Численность занятых |
–9 |
–8 |
–9 |
–5 |
–8 |
–7 |
–7 |
–8 |
Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами |
–6 |
–4 |
–3 |
–3 |
–6 |
–3 |
–4 |
–3 |
Обеспеченность кредитными и заемными финансовыми ресурсами |
–5 |
–5 |
–4 |
–3 |
–4 |
–3 |
–6 |
–4 |
Цены покупки |
+62 |
+67 |
+60 |
+66 |
+57 |
+57 |
+56 |
+60 |
Цены реализации |
+57 |
+60 |
+56 |
+59 |
+52 |
+51 |
+50 |
+54 |
Прибыль |
–20 |
–16 |
–7 |
–9 |
–16 |
–14 |
–10 |
–10 |