Сразу два законопроекта, предлагающих поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ) (авторства Минкультуры России и группы депутатов Госдумы), стали достоянием общественности на прошлой неделе. Оба документа призваны дать возможность правообладателям более эффективно реализовывать свое право на ограничение распространения в интернете объектов их авторских и (или) смежных прав, которые распространяются без соответствующего разрешения.
Борьба с украденным контентом во Всемирной паутине ведется российским законодателем уже далеко не первый год. Только за последние несколько лет в российское законодательство были введены три антипиратских закона.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» ввел санкции за размещение пиратского контента в интернете и возможность блокировки сайтов с таким контентом.
Федеральным законом от 24.11.2014 № 363-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» был расширен перечень защищаемых объектов и введен механизм бессрочной блокировки сайтов.
Федеральный закон от 01.07.2017 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» создал механизм «зачистки» поисковых систем и ввел порядок внесудебной блокировки «зеркал» сайтов с пиратским контентом.
Казалось бы, такая активность законодателя должна была пресечь незаконное использование контента без согласия правообладателя на корню. Однако этого не происходит. На практике существующее регулирование все равно позволяет реализовывать «серые» схемы размещения в интернете объектов авторских прав. Законодателю приходится на ходу латать дыры антипиратского законодательства.
Министерство культуры РФ обнаружило, что, несмотря на все предпринятые до сих пор усилия по борьбе с интернет-флибустьерами, заявления правообладателей о нарушении авторских и (или) смежных прав часто остаются без рассмотрения, а владельцы сайтов с пиратским контентом не принимают никаких мер по прекращению нарушений во внесудебном порядке. И объясняется это вполне тривиально: на сайтах-нарушителях попросту полностью или частично отсутствует информация, позволяющая правообладателю обратиться с заявлением к его владельцу. Чтобы исключить подобные случаи, Минкульт предлагает дополнить Закон № 149-ФЗ перечнем информации, который в обязательном порядке должен быть размещен на сайте (текст законопроекта размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/02-18/00078461).
Если владельцем сайта является юридическое лицо, на сайте должно указываться его наименование, место нахождения и адрес. Владелец сайта — физлицо — обязан будет указать ФИО и адрес. Кроме того, интернет-ресурс должен содержать адрес электронной почты, по которому правообладатель сможет направить претензии о нарушении авторских прав, либо электронную форму, дающую возможность заявить о таких претензиях.
Тем же законопроектом министерство предлагает дополнить Закон № 149-ФЗ положением, дающим возможность правообладателю направить заявление о нарушении авторских и (или) смежных прав не только в адрес владельца сайта, но и в адрес провайдера хостинга. Последний будет вправе, если владелец сайта проигнорирует требования правообладателя, самостоятельно заблокировать доступ к ресурсу в течение 24 часов.
Если информация, размещенная на сайте о его владельце, не позволяет правообладателю направить заявление ему или провайдеру хостинга либо полностью отсутствует на сайте, правообладатель имеет право обратиться в Роскомнадзор за защитой своих прав.
Проект Минкультуры России также предусматривает установление запрета на размещение в интернете сайта, сходного до степени смешения с сайтом, доступ к которому ограничен по решению Роскомнадзора в рамках внесудебных мер по прекращению нарушения авторских прав по заявлению правообладателя.
Во втором проекте, разработанном депутатами, предлагаются изменения в ст. 15.2 и 15.7 Закона № 149-ФЗ. Они предполагают значительное расширение критериев, по которым приложения и информационные ресурсы могут быть подвержены оперативной блокировке за публикацию контента с нарушением авторских прав.
Так, группа депутатов Госдумы, выявила правовую неопределенность, содержащуюся в ст. 15.2 и 15.7 Закона № 149-ФЗ, и решила ее устранить.
Парламентарии указывают, что в процессе реализации положений указанных статей были выявлены различные подходы к толкованию термина «информационный ресурс». Как правило, правоприменители понимают под этим термином исключительно сайт в интернете. В связи с этим правообладатели не могут требовать ограничения доступа к объектам авторского права, расположенным, к примеру, в приложениях к мобильным телефонам либо в файлообменниках.
Законодатели решили дополнить вышеуказанные статьи соотвествующими терминами: «программное приложение», под которым предложено понимать программы для электронных вычислительных машин, с помощью которых без соответствующей санкции правообладателя объекты авторских и (или) смежных прав распространяются в интернете, и «владелец программного приложения».
Депутатский законопроект размещен в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы под номером 386109-7.