Как это ни покажется странным, но до сих пор территория Российской Федерации в правовом смысле хуже защищена от разливов нефти и нефтепродуктов, чем ее акватория. И это притом что на суше нефтегагазовых объектов расположено неизмеримо больше, чем в морях и океанах. Правительство РФ решило исправить эту ситуацию, разработав и направив в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как показал анализ законодательства и правоприменительной практики, действующее на сегодняшний день регулирование вопросов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на сухопутных территориях РФ крайне громоздко и неэффективно.
В настоящее время для сухопутных территорий действует порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». В соответствии с ним организации нефтепромышленного комплекса подготавливают и направляют планы по предупреждению разливов в региональные и федеральные органы власти на согласование. Поскольку регламентации сроков рассмотрения таких планов в нормативно-правовой базе нет, а позиции согласующих органов, как правило, противоречивы, согласование зачастую затягивается на внушительный срок. После чего план утверждается еще и Минэнерго России и МЧС России.
А между тем в морских акваториях законодательство позволяет применять иной —уведомительный — путь утверждения планов ликвидации аварийных разливов нефти.
По аналогии с ним Правительство РФ решило выстроить правоотношения на сухопутной части страны. Для организаций, получивших заключение об их готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, порядок утверждения планов будет следующим.
План разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей на сухопутных территориях добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, и направляется в федеральные органы исполнительной власти (какие именно, будет определено соответственно Президентом РФ либо Правительством РФ).
Любые изменения в план можно будет вносить по согласованию только с одной инстанцией — Росприроднадзором.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в ст. 8 Федерального от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части наделения Правительства РФ полномочием устанавливать требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.