Правительство РФ предлагает усовершенствовать механизм контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность отнесена к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Очередная порция поправок в соответствующие нормативные акты подготовлена кабинетом министров в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, утвержденной в 2016 г. Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Инициатива Правительства РФ (проект зарегистрирован под № 376669-7) предусматривает внесение большого блока поправок в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон о проверках).
Так, планируется предоставить высшим исполнительным органам власти субъектов РФ полномочия самостоятельно определять виды регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых может применяться риск-ориентированный подход. Они же смогут устанавливать критерии отнесения деятельности юрлиц, ИП и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности. Правда, правительство решило оставить за собой право устанавливать те виды контроля, по которым риск-ориентированный подход при проведении региональных контрольных мероприятий будет обязательным, независимо от пожеланий региональных властей.
Предполагается также уточнить порядок объявления предостережения с целью предупреждения нарушений. В частности, в Законе о проверках должно появится правило о том, что предостережение не может содержать требований о предоставлении юрлицом или ИП каких-либо сведений и документов. Кроме того, предлагается освободить контрольно-надзорные органы от обязанности вносить информацию о внеплановых проверках в связи с заявлениями о предоставлении лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности в единый реестр проверок. Как поясняют разработчики, эти проверки не влекут предписаний и мер административной ответственности, а следовательно, внесение сведений о них не делает контрольно-надзорную деятельность более открытой.
Также планируется прописать, что плановые рейды в соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Закона о проверках не могут проводиться в отношении конкретного юрлица или ИП и подменять собой проверку.
Для приведения отдельных положений Закона о проверках во взаимное соответствие законопроект предусмотрел включение в число объектов, причинение вреда которым исключает направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, памятников истории и культуры, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, особо ценных и уникальных документов Архивного фонда и т.д.
Тем же документом предлагается усовершенствовать и правовое регулирование лицензионного контроля: предполагается осуществлять контроль в отношении каждого конкретного вида деятельности, требующего лицензирования, на основании отдельного положения и с использованием риск-ориентированного подхода. В данном случае изменения предлагается внести в ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».