Порядок снижения категории риска
Внесены изменении в Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).
В частности, установлено, что категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит снижению до следующей категории риска при отсутствии:
— случаев смертельного травматизма (за три года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
— случаев тяжелого травматизма (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
— факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
— вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
(Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 № 134 «О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»)
Новые Указания для формы № 5-З
С отчета за январь — март 2018 г. вводятся в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)».
Форму представляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).
С введением в действие данного приказа признается утратившим силу приказ Росстата от 10.02.2015 № 53 с аналогичным названием.
(Приказ Росстата от 12.02.2018 № 65 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З „Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)“»)
При переходе в другую инспекцию сверки расчетов не будет
Внесены изменения в Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденный приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (далее — Регламент).
В пункте 3 Регламента приведен перечень случаев, когда налоговым органом в обязательном порядке проводится сверка расчетов с налогоплательщиков. В частности, сверка была необходима при снятии налогоплательщика с учета в связи с переходом из одной налоговой инспекции в другую. Теперь это положение из перечня исключено.
Соответствующие поправки внесены и в п. 3.3 Регламента, в котором установлены особенности проведения сверки при смене налогоплательщиком инспекции и в случае ликвидации (реорганизации) организации. В этом пункте больше не упоминается о сверке расчетов при смене налоговой инспекции. А вот в случае ликвидации (реорганизации) компании сверка расчетов по-прежнему необходима.
(Приказ ФНС России от 13.02.2018 № ММВ-7-17/93@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ „Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами“»)
Очередные поправки в Критерии крупнейших
Внесены изменения в Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
В пункте 6 Критериев приведены условия, при одновременном соблюдении которых организации подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Одно из них — это величина активов и объем налоговых начислений. Поправками исключены предельные максимальные значения этих показателей (до 20 млрд и до 1 млрд руб. соответственно).
Кроме того, установлено, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, которые не подпадают под установленные критерии, но в отношении которых ФНС России принято решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования (новый п. 6.1).
Откорректирован порядок вступления в силу приказа ФНС России от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@» (мы писали о нем в «ЭЖ Вопрос-Ответ», 2018, № 2). Установлено, что в отношении организаций, состоящих на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8, а также в отношении организаций, у которых в соответствии с утвержденными этим приказом критериями изменяется уровень налогового администрирования, положения приказа применяются с 12 февраля 2018 г.
(Приказ ФНС России от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@ «О внесении изменений в приказы ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ и от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@»)
Выставление счета-фактуры при УСН
Минфин России рассказал об уплате НДС продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, если в договоре и платежных документах выделена сумма этого налога.
По общему правилу лица, применяющие «упрощенку», не признаются плательщиками НДС. Но если они выставляют покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то должны уплатить его в бюджет. Это предусмотрено положениями п. 5 ст. 173 НК РФ.
Специалисты финансового ведомства отметили, что обязанность по уплате НДС возникает только при условии предъявления покупателю счета-фактуры. Поэтому если продавец на «упрощенке» счет-фактуру не выставлял, то он не должен уплачивать НДС. При этом неважно, что в договоре с покупателем стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) указана с НДС и при оплате этих товаров (работ, услуг) в платежном поручении выделена сумма налога.
(Письмо Минфина России от 15.02.2018 № 03-07-14/9470)
Счет-фактура в электронном виде
Минфин России разъяснил, можно ли к счету-фактуре, выставленному в электронном виде, составить корректировочный счет-фактуру на бумажном носителе.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть выставлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Счета-фактуры в электронной форме применяются по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком. Корректировочный счет-фактура составляется при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) по ранее выставленному счету-фактуре.
По мнению специалистов финансового ведомства, компания имеет полное право выставить покупателю корректировочный счет-фактуру на бумаге даже в том случае, когда первоначальный счет-фактура был составлен в электронном виде. Такие действия налогоплательщика не нарушают Правила заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
(Письмо Минфина России от 07.02.2018 № 03-07-09/7269)
Таможенный НДС: вычет частями
Минфин России рассказал о нюансах, которые нужно учитывать при принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров, частями в разных налоговых периодах.
По ввезенным в РФ товарам, которые предназначены для использования в облагаемых НДС операциях, вычеты могут быть заявлены частями в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Однако в п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты НДС, уплаченного при ввозе основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия данных объектов на учет.
В связи с этим специалисты Минфина России разъяснили, что компания вправе принимать к вычету НДС, уплаченный на таможне, частями в разных налоговых периодах, за исключением налога по ввезенным основным средствам и оборудованию к установке.
(Письмо Минфина России от 26.01.2018 № 03-07-08/4269)
Счет-фактура при посреднических операциях
Финансисты рассказали, следует ли посреднику на общей системе выставлять счет-фактуру при реализации товара комитента на УСН.
Компании на ОСН при реализации товаров должны предъявлять НДС к оплате покупателям путем выставления счета-фактуры (п. 1 ст. 168 НК РФ). А вот организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому у них нет обязанности выставлять покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога. Но какие положения НК РФ нужно ставить во главу угла в ситуации, когда посредник находится на ОСН и, соответственно, является плательщиком НДС, но реализует по договору комиссии товары комитента на УСН?
Свой ответ финансисты построили на нормах ГК РФ. Так, при продаже товаров, полученных по договору комиссии, комиссионер в отношениях с покупателями выступает от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ). В рамках договора комиссии комиссионер действует за счет комитента (п. 1 ст. 990 НК РФ). Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 НК РФ). Таким образом, посредник реализует не свое имущество. Поэтому комиссионер на ОСН при реализации товаров по поручению комитента на УСН не должен предъявлять покупателям НДС.
(Письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-07-11/3556)
Платежи НКО: будет ли расход?
Минфин России пришел к выводу, что компания не может учесть в расходах по налогу на прибыль платежи некоммерческой организации, обязательность уплаты которых установлена соглашением с ней.
Согласно п. 40 ст. 270 НК РФ в расходах по налогу на прибыль не учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК РФ. Подпунктом 29 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются взносы, вклады и иные обязательные платежи некоммерческим организациям, если их уплата является условием для осуществления деятельности компании.
Специалисты финансового ведомства указали, что данная норма применяется только в том случае, когда перечисление платежей необходимо для осуществления деятельности в силу норм законодательства РФ. Иные случаи, в том числе когда обязательность уплаты платежей некоммерческой организации обусловлена соглашением с ней, под ее действие не подпадают.
Из сказанного финансистами следует, что в рассматриваемом случае компания не может учесть в расходах платежи некоммерческой организации.
(Письмо Минфина России от 12.01.2018 № 03-03-06/1/797)
Срок для камеральной проверки
Финансисты разъяснили, сколько может длиться камеральная налоговая проверка, если дата ее начала не совпадает с днем получения налоговым органом декларации.
В Налоговом кодексе установлено, что срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом даты начала и окончания камеральной проверки не определены. Но они указываются в акте камеральной проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).
По мнению специалистов финансового ведомства, течение срока, установленного для проведения камеральной проверки, начинается со дня получения налоговым органом декларации. При этом дата ее фактического начала может не совпадать с этим днем.
Из сказанного финансистами следует, что камеральная проверка может быть начата в любой день трехмесячного срока со дня получения декларации. Но закончить ее налоговики обязаны не позднее этого трехмесячного срока.
(Письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955)
Гараж как объект негативного воздействия
Росприроднадзор рассмотрел вопрос постановки на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, гаражей, используемых для хранения, въезда и выезда автотранспорта.
Ведомство отметило, что согласно письму Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» сами открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов. Однако при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.
В случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
(Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»)
Госрегистрация по «массовому» адресу
В деле, рассмотренном Верховым судом, налоговая инспекция отказала обществу в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице. Общество пыталось перерегистрироваться по адресу физического лица — единственного своего участника. В ходе проверки налоговики выяснили, что этот адрес является адресом массовой регистрации. По нему зарегистрировано 75 юридических лиц, а сам участник является руководителем в 42 юридических лицах и входит в состав участников 37 юридических лиц.
Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. Они указали, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Вывод нижестоящих судов был поддержан Верховным судом.
(Определение Верховного суда РФ от 23.01.2018 № 306-КГ17-21112)
Возврат таможенных платежей
ФТС России разъяснила порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, которые уплачивались таможенным представителем.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем.
Возврат переплаты осуществляется исключительно на основании заявления плательщика.
Исходя из совокупности норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенный представитель не является плательщиком таможенных пошлин, налогов. При этом в случае если уплата таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, осуществлялась лицом, на которое не возложена обязанность по их уплате, плательщик к заявлению на возврат прилагает документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат.